Часть 11. Холодная война

Стояли звери около двери…

Версия о пересечении игрового и реального миров выглядит бредово. Я могу допустить, что какие-то технологии обкатываются в виртуальном мире, а затем применяются в реальном, но такое…

Однако если принять, что часть правды в подобных умозаключениях есть, то пазл складывается и становится понятным ответ на вопрос, с какой целью богатые люди вкладывают в свои учётные записи столь сумасшедшие средства. Если таким образом они не только обретают бессмертие, но и переносят в реальный мир нечто необычное, которое никаким другим способом не получить, то… это многое объясняет.

Увы, поиск в Сети не даёт ничего путного, но я не унываю: интернет – это такая штука, что даже с учётом цензуры всегда найдётся местечко для того или другого архива.

Вот, например, Дед. Услышав о Дэвиде, он почти сразу задал странный поисковый запрос, типа “где можно скачать все видео выступлений Саймонса”, и продвинулся в расследованиях куда дальше меня, заполучив даже тот самый ролик со сценами домогательств.

Этот файл меня крайне заинтересовал, и я просмотрел его, наверное, раз сто. Нет, я хотел увидеть не сцены насилия, а нечто другое. Внимательно рассматривая выражения лиц, особенно самого Дэвида, я смог вычленить несколько кадров, по которым понятно, что этот человек борется с ментальным воздействием. Эмоции ведь наведённые. Находясь под контролем и испытывая вожделение, страх, злость и другие чувства, ты всё ещё остаёшься собой и пытаешься остановить то, что происходит. Внутренняя борьба не может не отображаться на мимике, и, зная, что я ищу, я смог если не добыть доказательства, то окончательно убедить сам себя.

Получается следующее. Власть имущие запускают проект “Игра” и постепенно переселяют в её мир тех, кого, по их мнению, можно назвать “излишками населения”. Того, кто возражает или тормозит этот процесс, устраняют различными способами.

Далее, в этом мире переселенцев ждёт не нормальная жизнь, а вечная кабала. Этот пункт мне непонятен (для чего нужно именно такое построение общества?), но, может быть, таким образом они проводят селекцию, отбирая тех, кто будет прислуживать новым богам в новом будущем, и отсеивая прочих, кто не нужен? А ещё какие-то навыки, приобретённые в Игре, переносятся в реальный мир, и ради них в учётные записи вкладываются огромные средства.

– Как-то это всё беспросветно и нерадостно! – пробормотал я, перешагивая очередную корягу.

– Не бойся, – откликнулся Дед, – туда они нас пропустят, а вот по дороге обратно – сожрут.

– Э… – не сразу оторвался я от своих мыслей. – Кто? Что? Где?

– Монстры! – было ответом.

Первоначально я планировал, что поход к храму Всех Богов совершу в одиночку. Карта есть, маршрут Система подсвечивает, топать недалеко – всего три километра. Спрашивается, зачем нужны компаньоны? Однако Дед, услышав о моём намерении посетить это место, буквально настоял на том, что выступит проводником. Считая, что мероприятие займёт целый день (хотя что там делать целый день?), он решил, что мы должны тронуться в путь перед рассветом.

Проснувшись рано-рано, он разбудил меня, и мы начали собираться. Мой напарник почему-то решил путешествовать полураздетым, и я в шутку поинтересовался: “А не в баню ли мы направляемся?” Выяснилось, что одёжку, в которой я вижу его ежедневно, ему подогнал кто-то из местных с навыками портного. Чтобы изготавливать предметы, способные воспроизводиться при воскрешении, требуется значительный уровень мастерства, а таких специалистов, к сожалению, здесь нет. И поскольку Дед был уверен, что обратный путь возможен исключительно через смерть, он остался в стартовых штанах, трусах и рубахе, выданных Системой при переселении в этот мир. Видя, как он ёжится от холода, я подобрал на аукционе неплохой комплект вроде моего.

Повеселев от подарка, Дед немедленно переоблачился в новое и с совершенно беззаботным видом, насвистывая, двинулся вперёд. Эта беззаботность контрастировала с утверждением о неминуемости скорой гибели, но я не стал уточнять и зашагал следом.

По дороге я всё больше погружался в собственные мысли. В какой-то момент я настолько задумался, что указание на опасность стало для меня неожиданным.

– Какие монстры? Ты о чём? – переспросил я.

– Ну вон, смотри, разве не заметил? – мой проводник махнул рукой в сторону ближайших зарослей, и… я наконец увидел.

Впереди, сзади и по бокам нас окружал десяток крупных тварей. Монстры были страшные и… разные. Особенно жутким было то, что в их звериных глазах отражался какой-то замысел.

Я ошарашенно рассматривал нечто среднее между тигром и носорогом, пока Дед говорил, что монстры довольно давно следуют за нами и бдительно наблюдают за каждым нашим движением.

– Давно идут за нами? – опять переспросил я.

– Они всегда здесь… э… дежурят, – пожал плечами Дед.

– Дежурят? – тупо повторил я.

– Ага, смотри! – Он схватил меня за руку и, развернув, потянул в обратную сторону, делая шаг, второй, третий…

Внезапно твари, которые до этого не выказывали намерения мешать нашему походу, встрепенулись, и одна из них шагнула навстречу.

Мы остановились.

– Что это? – спросил я.

– Если попытаемся вернуться домой – сожрут! – констатировал Дед.

– Э?.. – я был в замешательстве.

– И так по всему лесу, не только здесь, – продолжил напарник, – к храму идти можно, обратно – нет.

Такое поведение выглядит разумным и…

– Они тоскуют! – сделал я заключение, глядя в огромные зрачки зверя, преградившего нам путь.

– Именно. Теперь понимаешь, почему мы их не едим? Да, мы умеем их убивать: можем строить ловушки и оружие кой-какое имеется. Иногда, когда очень уж донимают, приходится лишать их жизни. Но есть… есть их не получается: кусок в горло не лезет – чувствуешь себя каннибалом.

– Всё, Дед, я понял, – перебил его я, – вот откуда постоянная нехватка жратвы: выходит, вы охотитесь только на мелочь.

– По осени удаётся запастись зайчатиной и подобной дичью. А сейчас самое начало весны, ну и едим то, что осталось и не испортилось.

– Вернёмся – напомни: заглянем на аукцион – может, целую тушу какой-нибудь коровы прикупим. Всяко лучше, чем тухлятину жрать. И это, слушай, – я вспомнил о своих характеристиках, – Система как-то давала мне навык про испорченные продукты – могу посмотреть на ваши запасы и отсортировать нормальное от негодного.

– Ладно, пойдём дальше, – призвал Дед, – а то, видишь, волнуются уже – как бы не напали.

– Получается, все звери округи хотят, чтобы мы шли в храм, так?

– Точно, – подтвердил он.

– И это поведение – часть загадки данжа, – продолжил рассуждать я. – И что же в итоге у нас получается? Твари разумны – раз, – я начал загибать пальцы, – тоскуют – два, хотят, чтобы все люди шли к храму, – три. А значит, разгадка данжа находится там?

– Потрясающее логическое мышление! – ухмыльнулся мой спутник.

– И если её разрешить, – я проигнорировал насмешку, – звери получат нечто важное. Нечто, что сделает их, – я задумался, подбирая слово, – счастливыми?

– Или менее несчастными, – подтвердил мои выводы Дед. – Да, всё выглядит именно так. Только, сам понимаешь, решать этот ребус нам невыгодно.

– Вот что, – я оглядывал магическим зрением показавшийся храм, – а ведь я знаю, где искать разгадку!

– Где же? – машинально спросил Дед, а затем подобрался: – Не стоит этого делать, парень!

– Да понимаю я, – успокоил я напарника, – я помню: здесь живёт больше тысячи человек и им не нужно, чтобы данж прекратил своё существование. Но я собирал в Сети всю информацию об этом месте, и о подземельях под храмом нет ни единого упоминания. А меж тем тоннели проходят вон там и там, – я указал направления. – Впрочем, о подземельях игроки всё же догадывались и даже проводили раскопки, используя магию земли. Видишь рвы?

– Ага.

– Оно, оказывается, существует, просто расположено гораздо глубже, и вход в него внутри храма.

– Мы же не пойдём туда? – с опаской спросил Дед.

– Нет, – успокоил я, – но учитывайте, что если здесь окажется человек, способный видеть магию, то он, как и я, сразу поймёт, где искать. Не знаю, что там, но, надеюсь, эти катакомбы ещё опаснее, чем окружающий лес. Не думаю, что для решения головоломки достаточно просто спуститься в подземелье.

– Я слышал, что такой навык очень редок, – нахмурился Дед.

– Мне говорили, что это умение получают в основном на нулевом уровне, а потому, выходит, именно здесь, в Психушке, созданы все условия, при которых появление такого человека наиболее вероятно: ведь эти монстры, – я кивнул вокруг, – всё время сливают вам уровни. Интересно, не является ли это обстоятельство частью замысла авторов данжа?

– Может быть, – задумчиво пробормотал Дед.

Меж тем, за всеми этими разговорами, мы достигли цели путешествия. Перед нами была красивая резная дубовая дверь, оставалось только потянуть за массивную ручку и войти в храм.

– Вот мы и на месте, – подытожил я.

– Ты один пойдёшь или… можно с тобой? – встрепенулся Дед.

– Боишься, полезу вниз? – я ухмыльнулся. – Не волнуйся, мне нужны только боги. Впрочем, думаю, ты мне не помешаешь. Надеюсь, никого, кроме нас, там не будет?

– Не должно быть.

– Ну, тогда айда!

Сковывающий страх

Методика получения новой грани умений при помощи избыточной закачки энергии в плетение, как выяснилось, работает и с Магией Разума. Правда, в этот раз я проводил эксперимент непреднамеренно: всё случилось само собой.

Дорога назад оказалась непростой (или наоборот – как посмотреть), и именно на ней, за пару секунд до гибели, я и стал обладателем новой ментальной техники – “Сковывающий страх”.

Я бы даже сказал, что техник открылось две, но Система оформила только одну. Вероятно, использование такой грани, как “Смертельный страх”, не предусмотрено. М-да.

Намерение вернуться домой пешком не покинуло меня, даже когда я увидел всех этих рогатых кошек и саблезубых коров.

Дед подначивал:

– Если сможешь дойти живым до точки воскрешения, значит, получится и из данжа выйти!

– Вот и потренируемся! – отвечал я.

Чтобы хорошенько кого-нибудь испугать, я должен разместить в его разуме специальный конструкт и влить туда около тридцати единиц маны или праны. В чём различие этих магических энергий, пока так и остаётся загадкой – как по мне, так это одно и то же. Прану или ману я как бы выдыхаю двумя разными органами, но ощущения и результат идентичны.

Но я отвлёкся. Когда я впервые собрал пугающий магический конструкт, то влил в него всё, что у меня было, однако по сравнению с тем влиянием, какое я оказываю на монстров, эффект это вызвало слабый. Возможно, у принцессы имелась значительная сопротивляемость к ментальному воздействию, а может быть, оттого, что я впервые проводил такую магическую операцию, но тогда удалось лишь чуточку нагнать на неё жути.

Здесь же, в Психушке, когда грань умения уже открыта, выяснилось, что для качественного испуга много энергии не требуется. А потому, выходя из храма, я рассчитывал, что моих запасов маны и праны хватит минимум на три десятка монстров.

Разгоню их “Страхом”, решил я, а дальше буду скрытно пробираться обратно к деревне. А если получится, и Деда проведу!

И всё бы произошло именно так, как я планировал, но, как говорится, гладко было на бумаге, да вмешались овраги.

Выглянув из двери храма, я решил оставить обдумывание случившегося на потом и сконцентрировался на первой… э… саблезубой корове. Укол – расправить “крылья” ментальной медузы, и вот бурёнка, спотыкаясь, чешет прочь.

Воодушевлённый успехом, я вышел вперёд и стал кастовать “Страх” за “Страхом”, разгоняя скопившееся здесь стадо заинтересовавшихся нашим приходом тварей. Казалось, что может пойти вопреки задуманному? Кто бы мог подумать, что меня самого напугают, да так, что впору штаны стирать!

Магически изменённые животные (или люди) были не только по ходу моего движения – сколько-то их пряталось и в непосредственной близости от храма. Сделав три-четыре шага вперёд, я оставил некоторых из них в тылу и, когда услышал злобный рык позади, обернулся и… с перепугу влил в очередной “Страх” всю имеющуюся на тот момент ману и прану, суммарно около восьмисот единиц.

“Поздравляем! – откликнулась на мои действия Система. – Вами открыта грань к умению "Ментальный укол": "Сковывающий страх"”.

“Уничтожен рептилоид Колин 611-го уровня, получено 23 002 очка опыта”.

“Вы умерли. Выберите место воскрешения. Доступна одна локация: данж "Загадки леса". Локация выбрана автоматически. Воскрешение через 5..4..3..2..1”.

Страх может убивать, и у монстра было имя – эти выводы я делал сильно позже, очнувшись в точке воскрешения, а сейчас чьи-то зубы сомкнулись на моей голове, и я даже не сообразил, откуда ко мне подобралась смерть. М-да.

Вообще, поход вышел странный. Впрочем, кажется, с местными богами по-другому и не бывает. Монстры, встречающиеся тем чаще, чем ближе мы подходили к храму, конечно, производили сильное впечатление. Тоска в их глазах наталкивала на однозначный вывод: реши загадку данжа – и эти звери получат что-то вроде избавления.

Если предположить, что каждое из чудищ некогда было человеком (не важно, игроком, как Гена, или НПС), то, возможно, они ожидают чего-то, что снова вернёт им нормальный облик?

Поняв, что магическое зрение позволяет увидеть то, что не описано ни в одном из текстов о данже “Загадки леса”, я ощутил себя человеком из старой проблемы вагонетки.

Проблема вагонетки

Получается, если решить головоломку, то данж исчезнет и люди, живущие здесь, останутся без точки воскрешения. Если ничего не делать, то монстры продолжат страдать. Дилемма.

У меня, правда, в этой проблеме есть частная мотивация: одну из противоборствующих сторон, назовём их так, я знаю лично, а потому мой выбор очевиден. М-да.

Впрочем, я отвлёкся.

Войдя в храм, я будто вернулся в прошлое: обстановка здесь была точно такая, как в аналогичном заведении в Малых Горках. Единственное отличие – здесь было безлюдно.

Указав Деду на лавочки, я попытался выбросить из головы лишние мысли и направился к центру зала.

Шагая, машинально сосчитал: всего в этом мире или в этом храме представлено двадцать три бога. Интересно, а сколько их было в Древней Греции? Ведь, кажется, оттуда взята часть имён этих созданий. Впрочем, Мара – это вроде бы что-то из славянской мифологии. Нужно будет потом почитать.

Дойдя до центра помещения, я несколько растерялся, так как оказался окружён теми, с кем собирался говорить. Откашлявшись и решив постоянно плавно поворачиваться, я толкнул не совсем ту речь, что была заготовлена.

– Уважаемые… э… боги, – начал я, – я пришёл сюда попросить прощения за разрушенные храмы. Система даже выдала мне достижение “Враг веры”, но, поверьте, мои действия не были направлены против кого-либо из вас. Хочу также, – я несколько замялся, – предупредить, что, возможно, в будущем опять случится нечто… э… подобное. Чтобы освободить из рабства своих друзей, я планирую полностью уничтожить два населённых пункта. Конечно, моё подношение ничего не компенсирует, однако прошу понять и… э… простить.

Высказавшись, я двинулся по кругу, раскладывая на алтари по десять золотых монет. Выложив двести тридцать кредитов, я остановился и огляделся: все боги, кроме одного, забрали подарок. Какой-то мужик, ну, вернее, его статуя, стоял отвернувшись от чаши, расположенной перед ним. Я прочитал табличку: “Велес, бог торговли и богатства”.

Шагнув поближе, я задумался, а затем ко мне пришло понимание: в последний десяток дней я совершил, наверное, тысячу сделок, но ни на одной не наварился! Надо же, разрушение храмов он простил, а торговлю без прибыли – нет. Мне даже в голову не приходило, что можно брать с людей деньги за то, что просто нажимаю кнопки в интерфейсе. М-да.

– Не обижайтесь, пожалуйста, – пробормотал я, – это ведь, – я попытался подобрать определение, – друзья, х-гм, да, друзья! А на друзьях не зарабатывают!

Достав ещё десяток золотых, я добавил их к предыдущему подношению, а затем, пожав плечами, двинулся к Фортуне.

Не знаю почему, но так уж повелось, что я всё время дарю ей оружие. Нарушать традиции не стоит, а потому я достал из пространственного кармана лук и колчан со стрелами и осторожно положил их на поднос.

Был бы здесь тот служка из храма в Лиаме, он бы снова закричал: “А-а-а! Вы ничего не попросили!” К счастью, никаких свидетелей, кроме Деда, в этот раз не было, и я спокойно перешёл к заключительной части моего похода.

Пять девятых. Когда-то я решил, что должен жертвовать пять девятых от всей имеющейся у меня наличности. Не помню где, но я прочитал, что так правильно, значит, пусть так и будет. В тот момент, когда я узнал о местном храме, у меня было 1723 монеты с мелочью, а потому для Мары я отложил 960 золотых. Конечно, деньги сумасшедшие. Отдав их, я остаюсь менее чем с пятьюстами кредитами, значительная часть из которых уйдёт юристам, но… как-нибудь прорвёмся!

Протянув руку к алтарю, я пожелал выложить свой дар и… оказался в помещении, сильно напоминавшем небольшой офис. Стол для хозяина кабинета, два стула для посетителей. На одном примостилась Мара, а другой был свободен – очевидно, предназначался для меня. Присев, я поднял глаза на того, к кому попал на приём. То есть мы попали, я вместе с Марой. М-да.

“Зе”, – гласила табличка.

– Кхе-кхе, – прокашлялся я.

– Он, – Мара указала на Зе, – считает, что стоит рассказать тебе о правилах.

– О правилах? – удивился я.

– Мысли всех, кто подключён к Системе, доступны к прочтению, – улыбнулся хозяин кабинета, – а потому уж простите, но иногда не получается удержаться от любопытства и я в них заглядываю. Должен сознаться, что оставаться нейтральным наблюдателем удаётся далеко не всегда. Ну и вот, в какой-то момент я понял, что вы никогда не поинтересуетесь нюансами своего паломничества. Так, как вас не интересовала столица этого мира, до тех пор, пока она вам не понадобилась.

– Но он делает всё правильно! – вступилась за меня Мара.

– Да-да, – махнул рукой Зе, – я просто хочу рассказать уважаемому Алексу, что паломничества для того и придуманы, чтобы… влиять на баланс. Увы, большинство игроков просят разнообразнейшего могущества, а потому наблюдать за ними… неинтересно.

– А что прошу я? – криво усмехнулся я. – Ведь я до конца и не сформулировал!

– Разве? – прищурился Зе. – Посмотрите в интерфейс.

– М-м-м! Кнопка. А откуда… Ах, ну да! Там, на площади Вознесения, я представлял её именно такой. Только она неактивна. Получается, когда я доберусь до Дорджа, то есть до храма Мары в Дордже, её можно будет активировать?

– Именно, – кивнул Зе. – Однако здесь и кроется нюанс, о котором я хотел поведать, поскольку знаю: вы не полезете разбираться.

– Нюанс? – переспросил я.

– Представьте, что вы попросили у Мары, ну, скажем, заклинание некромантии. Прошли свой путь и получили его. Если говорить торговым языком, то сумма всех пожертвований – это цена, которую вы заплатили за исполнение желания.

– Не понимаю, к чему вы клоните.

– Получив навык от бога, вы не станете непобедимым. Другой человек, пройдя той же дорогой, но пожертвовав больше, получит больше. Понимаете меня?

– Нет, – растерянно пробормотал я.

– То, о чём вы просите, меняет игровой баланс, – пояснил Зе, – впрочем, все просьбы, выполняемые богами, влияют на баланс. Поэтому едва вы получите такую кнопку, может найтись другой игрок, который отправится в новое паломничество, чтобы бо́льшим пожертвованием перебить вашу ставку. С учётом того, что нынче довольно много людей владеет пространственной магией, такую операцию можно будет завершить… в считаные часы.

– И кнопка исчезнет из интерфейса? – догадался я.

– Я рад, что вы меня поняли! – Зе встал, и, машинально подскочив следом, я… снова оказался в храме.

Передо мной стояла статуя Мары, а между нами пустой алтарь.

И как понимать всю эту хрень? М-да.

Ответный удар

– Здравствуйте, мои дорогие подписчики и подписчицы! “Вне Игры” вновь в эфире, и нас ожидает пара крайне интересных часов.

Мне наконец удалось достучаться до самого загадочного человека последнего года, и сегодня в нашей студии тот самый Алекс, что однажды уже посещал эти стены. Помните? Мы обсуждали войну игрока-нулёвки с топовым альянсом. Как стало ясно позднее, это были лишь цветочки!

Сегодня с нами, так сказать, первоисточник многих громких событий. Думаю, получится пролить свет на историю масштабных разрушений в Лиаме, поговорить об утрате учётных записей Джеймсом и Агни Уайт и многом другом.

Если у вас есть вопросы к моему гостю, задавайте их в чате. Во второй части программы постараемся ответить на них.

Готовы, Алекс? Поехали!

– Добрый вечер, уважаемые зрители! Мне непривычно выступать перед столь широкой аудиторией, но постараюсь не ударить в грязь лицом.

– И сразу вопрос, Алекс…

– Постойте, Гарик, извините, что перебиваю. Знаете, в прошлый раз, когда я попал к вам на передачу, вы меня поразили.

– Чем же, Алекс?

– Подготовкой. Вы заранее составили план беседы, разузнали обо мне все подробности, включая те, о которых не догадывался даже я.

– Это моя работа, Алекс.

– Да-да, Гарик, погодите минутку, не перебивайте. Так вот, пребывая под впечатлением от такого профессионализма и получив новое приглашение, я не мог опять пойти на встречу столь неподготовленным. В общем, надеюсь, что тоже смогу произвести на вас впечатление. Мало того, предлагаю пари.

– Пари, Алекс? Это что-то новое. До сих пор мне ни разу не доводилось заключать пари в прямом эфире! И что вы предлагаете?

– Если в сегодняшней передаче зрители узнают от меня нечто принципиально новое об Игре – нечто такое, о чём большинство могло лишь строить догадки, – вы удваиваете мой гонорар. Плюс обещаю исчерпывающую информацию о том, как я оставил несчастную девочку сиротой. И эта информация тоже будет, скажем, крайне неожиданной. Но…

– Но? Что “но”, Алекс?

– Но сперва я должен затронуть несколько отвлечённые темы. Поверьте, всё, что мы будем обсуждать, имеет прямое отношение к интересующим вас вопросам, но мне требуется сперва поговорить об Игре, чтобы погрузить вас и наших уважаемых зрителей, что называется, в контекст. Если согласны на пари, то я на время возьму инициативу в свои руки?

– Ну что же, Алекс, давайте попробуем. Но помните: именно я буду решать, сообщили ли вы что-то новое, и являются ли факты неожиданными. Готовы к моему судейству?

– Да-да, Гарик, я не сомневался, что вы согласитесь. С тех пор как попал сюда в прошлый раз, я стараюсь смотреть все ваши выпуски и, думаю, хорошо вас изучил. Итак, поехали?

– Конечно!

– Для начала давайте поговорим об эмоциях, испытываемых в Игре. Представьте, Гарик, что однажды утром вы влезли в капсулу прямого погружения и в этом мире с вами произошло нечто чрезвычайно приятное. Ну, скажем, вы встретили очень хорошего человека или заключили выгодный контракт. Случалось с вами нечто подобное?

– Разумеется, Алекс.

– И когда вы покидаете капсулу и возвращаетесь в реальный мир, ваше хорошее настроение остаётся с вами, ведь так?

– Именно так.

– Запомните это крайне важное свойство Игры: покидая капсулу, человек не теряет приобретённого здесь хорошего настроения, впрочем, как и плохого.

– Давайте к делу, Алекс. Пока что вы говорите прописные истины. Мы для того и ходим в Игру, чтобы получать удовольствие.

– Я же предупреждал: всё, о чём я веду речь, имеет самое прямое отношение к интересующим вас вопросам. Потерпите капельку, Гарик.

– Хорошо, Алекс, продолжайте.

– Итак, после того как мы прояснили момент с переносом эмоций из Игры в реальный мир, я хотел бы немного рассказать о своих… э… достижениях. Вернее, о навыках. Эта информация понадобится нашим зрителям, чтобы сформировать цельную картинку происходящего. Вы, конечно, слышали о способности видеть магию?

– Этот дар крайне редок, Алекс. Однажды я проводил исследование и интервьюировал несколько человек. По статистике выходит, что такой подарок получает один игрок на тысячу.

– А ведь это не так уж и мало. Если в Игре около пяти миллиардов человек, то примерно пять миллионов имеют такой навык. Получается, я не настолько уникален, как считал ранее.

– Вы почти год пребываете на нулевом уровне – неудивительно, что вам удалось заполучить такую плюшку в свой актив. Лучше расскажите, каким способом вам удаётся оставаться нулёвкой? Это какой-то баг?

– Нет, Гарик. Никаких багов, всё в строгом соответствии с игровыми правилами. Однако давайте оставим это свойство моей учётной записи за скобками. Скажу лишь, что обзавестись им помог не кто иной, как покойный Джеймс Уайт. Давайте лучше я покажу зрителям, как выглядит магическое зрение. Вы не против посмотреть на скриншот с собственным изображением?

– Однажды мы демонстрировали такое, Алекс, но я не буду возражать, если мы повторимся. Думаю, зрителям будет интересно.

– Это нужно, Гарик, чтобы никто не мог обвинить меня во лжи. Позднее вы поймёте зачем. Итак, вот, видите, магические потоки представляются как этакая светящаяся субстанция. Вот так выглядит ваша аура, ваш разум. Видите, я сделал этот скриншот прямо здесь – не подделал его ранее.

– Да-да, я верю вам, Алекс. Но что дальше?

– А дальше ещё один промежуточный шажок, и мы перейдём прямо к обсуждению смерти Джеймса Уайта. Вы же этого хотели, Гарик?

– Думаю, вы достаточно заинтриговали зрителей, Алекс.

– Ну что же, пришла пора рассказать об Игре нечто, что известно далеко не каждому игроку. По крайней мере, в Сети такая информация отсутствует. Помните пари?

– Да, Алекс.

– Давайте поговорим о такой вещи, как Магия Разума.

– О Магии Разума? Неужели вы заполучили и этот навык, Алекс?

– Увы, нет, Гарик. Но я могу многое о нём рассказать и указать место и способ, где его возможно получить. Как считаете, достойна ли такая информация нашего пари?

– Конечно, Алекс, не томите! Неужели Магия Разума может быть доступна и игрокам?

– Хорошо, Гарик, я продолжаю. Только не перебивайте.

Итак, большинству игроков о Магии Разума известно только то, что она есть. Ментальное искусство – крайне интересный раздел. Существует даже фан-клуб с названием “Ускользающий смысл”, в котором состоит, если верить энциклопедии, более ста десяти тысяч человек. Все эти люди много времени посвящают поиску способов обзавестись этим навыком.

Так вот, мне достоверно известно, что такое умение, во-первых, доступно и людям, во-вторых, ему обучают не только игроков, но и НПС, в-третьих, существует официальный способ его заполучить. И я всё об этом знаю.

Ну как, Гарик, интересные вещи я рассказываю?

– Продолжайте, Алекс. Думаю, если всё, о чём вы говорите, правда, то…

– Однако, Гарик, давайте ещё капельку поинтригуем. Представьте, вы – адепт, мастер или магистр Магии Разума. Как бы вы её применяли?

– Эм… Не знаю. Зависит от того, какие возможности она даёт.

– Полное подчинение, Гарик. Можно взять, например, двух своих врагов и заставить их мучить друг друга. Ну или придумать что-либо повеселее. Как вам такое? Доступна любая фантазия, что придёт в голову! Хотели бы вы иметь подобный навык?

– Конечно, Алекс. Вероятно, каждый мечтает обладать таким даром!

– А если подобный инструмент окажется в руках ваших недругов? Только подумайте, прежде чем ответить.

– Не знаю, Алекс. Вы задаёте сложные вопросы.

– Так вот, Гарик. Даю полную информацию о Магии Разума. Во-первых, если вы хотите получить её в свой актив официально, требуется, чтобы ваше имя было включено в некий Реестр избранных. Мне неизвестны правила составления этого списка, но о его существовании сообщили два независимых источника. Информация стопроцентно достоверна. Здесь мне опять помог… Джеймс Уайт, большего я, увы, сказать не могу.

– Реестр избранных? Кажется, я что-то слышал о таком, но не помню где.

– Идём дальше, Гарик, не перебивайте. Во-вторых, я хочу рассказать, где можно найти множество игроков и НПС с такими навыками. Это город Лиам. Всё семейство Уайтов, включая Агни, обладает такими способностями. Некоторая часть стражников, в том числе НПС. А ещё лакеи и прочие приближённые.

Вот, например, некто Грегор. Думаю, это имя известно любому, кто заглядывал в новости из Лиама. Грегор официально числится главным спикером в этом городе. У него совершенно точно имеются такие способности!

Взгляните на скриншот моей ауры. Так выглядит ментальное подчинение, если смотреть на него магическим зрением. Это результат работы того самого Грегора. Здесь он взял под контроль меня, когда я нечаянно попался в их руки.

– Похоже на морскую звезду.

– А вот другой скриншот, но звезда здесь иная – видите, насколько больше у неё щупалец? Это я попал под ментальный контроль от гуру.

– Гуру Магии Разума? Ого! Кто это, Алекс?

– Это скриншот действий самого Джеймса Уайта. Давайте я расскажу нашим зрителям о том, что чувствуешь, когда попадаешь под такое воздействие. Вы не против, Гарик?

– Ну, раз уж мы договорились, что инициатива у вас, продолжайте.

– Когда вляпываешься в такую магию, то частичка твоего разума сохраняется. И эта крупица как бы наблюдает за твоими собственными действиями со стороны. Ну а все порывы, чувства, желания оказываются подчинены… контролёру. Постоянно хочется ему услужить, угодить. Шквал эмоций буквально захлёстывает!

– И как же избавиться от такого влияния, Алекс?

– Никак, Гарик. В этом деле даже смерть не поможет! Когда один из НПС удерживал меня под контролем, я отчётливо понимал, что если вдруг умру, то, воскреснув, буду вынужден вернуться к нему. На самом деле это крайне неприятная вещь, но давайте не будем пугать наших зрителей.

– Но как же вы выбрались?

– Ну, во-первых, у меня нулевой уровень. Ограничивать мою свободу дольше чем на три дня не даёт та самая “Защита новичков”, ради которой я не повышаю уровни.

– А во-вторых, Алекс?

– А во-вторых, Гарик, существует навык “Сопротивление ментальному урону”. Мне повезло, и у этого прекрасного умения есть грань, позволяющая развернуть контроль в обратную сторону. Поскольку я получил её, находясь под ментальным воздействием, она сработала, и наши роли поменялись – я какое-то время побыл контролёром, а этот НПС – моим… э… рабом. Многие вещи, что я рассказываю, стали мне известны, когда я расспрашивал его.

– То, о чём вы говорите, крайне интересно, Алекс. Наш чат буквально переполнен вопросами от зрителей!

– Ну, тогда позвольте передать привет фан-клубу “Ускользающий смысл”, теперь они знают, где искать носителей этого замечательного навыка и на кого охотиться. А мы перейдём к тому, ради чего вы меня позвали, – к смерти Джеймса Уайта. Гарик, вы готовы проиграть пари?

– Вперёд, Алекс! Как говорится, жгите!

– Но сперва давайте повторим то, с чего мы начали. Вы помните, что если выйти из Игры расстроенным или, напротив, счастливым, то эти эмоции сохранятся?

– Да-да!

– Ну что же. Я опущу рассказ о нарушении игровых правил Джеймсом и Агни Уайт, скажу лишь, что сожалею только об одном – о том, что не удалось подзаработать на продаже конечностей редких монстров. Жаль, очень жаль, что часть моих денег Джеймс решил передать неизвестному хакеру. Будь иначе, он был бы всё ещё жив.

– Вы хотите сказать, Алекс, что вы…

– Не перебивайте, Гарик, дайте закончить, и вы всё поймёте. Итак, Джеймс устроил ловушку – я в неё попал. Скриншот звезды его ментального контроля вы только что видели. Далее в дело вмешался арбитр, который и освободил меня от этой… э-э… неприятности. В результате мне удалось воспользоваться заминкой и сбежать в Верхний Лиам, который впоследствии получилось уронить, но это, как говорится, совсем другая история. Вернёмся к арбитру.

– Насколько я знаю, был наложен тотальный дебаф на учётную запись Джеймса. Так?

– Именно, Гарик. В этом месте мы переходим к главному – к убийству!

– Убийству? Алекс, я не ослышался?

– Убийству, Гарик! Я сам не сразу это понял, но когда понял, долго думал, что же делать с этим знанием. Впрочем, давайте по порядку.

В общем, арбитр обнулил все навыки Джеймса, и, я полагаю, он утратил не только способности к ментальной магии, но и возможность ей сопротивляться.

Как только это произошло, в дело тут же включилась Синтия Уайт. Вот, посмотрите ещё на один скриншот ментального подчинения. Видите? Это Джеймс, а это она, а вот звезда в его ауре, а здесь нить, соединяющая их ауры. Увеличьте, да-да, так.

Теперь по слогам, Гарик. Я утверждаю, что именно после её воздействия Джеймс вышел из Игры, написал предсмертную записку и застрелился. Он находился под давлением эмоций, вызванных Магией Разума. Как мы дважды выясняли ранее, возвращение в реальный мир не меняет душевный настрой игрока. И получается, что после того, как он покинул капсулу полного погружения, его эмоции схлынули не сразу. Находясь под их действием, он и сделал то… что сделал.

Мне непонятен только один момент, Гарик. Разве невозможно восстановить сознание из резервных копий? Почему Джеймса Уайта не воскресили?

– Потому что квантовый идентификатор сознания всего один. Вы что, Алекс, с Луны свалились?

– Э… Ладно, позже разберусь, что это означает, а сейчас продолжу.

Итак, я считаю, что смерть Джеймса наступила в результате действий Синтии Уайт. Сообщаю, что я нанял юриста и поставил задачу добиться возбуждения уголовного дела против этой женщины.

Добавлю, что именно она и сподвигла меня на такие действия. Помните её недавнее интервью в этих стенах? Первоначально я не собирался всё это обнародовать, но мне до чёртиков неприятно, что именно меня выставляют крайним в этой истории. “Оставил ребёнка сиротой” – так, кажется, она говорила?

– Да, Алекс, так.

– А само событие пытаются использовать в качестве повода для проведения каких-то странных реформ.

– Да-да, мы как раз обсуждали это на той встрече, Алекс.

– Ну вот, Гарик. Теперь, стало быть, ей некого винить, кроме себя.

– Чувствую, Алекс, пора сделать паузу для рекламного блока.

– Секунду, Гарик. Мой план включает ещё один небольшой пунктик. Прежде чем мы прервёмся, я хотел бы передать привет. Вы позволите?

– Да-да, конечно!

– Агни, милая моя девочка! Надеюсь, ты помнишь, о чём мы говорили в тюрьме Лиама? Так вот, как видишь, я делаю всё, чтобы исполнить данное тебе обещание! Я обязательно вернусь в Лиам, и всё… э… будет!

– Погодите, Алекс, правильно ли я понимаю, что вы сейчас обращались к Агни Уайт?

– Всё верно, Гарик. Однако вы говорили о перерыве. Во второй части передачи предлагаю поменять тему на что-то… х-гм… менее печальное…

– Итак, в эфире “Вне Игры”, мы не прощаемся и продолжим через несколько минут. Оставайтесь с нами!

Настоящая русская философия

В перерыве на рекламу я заглянул в поиск и выяснил очередную общеизвестную вещь, о которой пока не задумывался.

Нет, когда я слушал лекции об искусственном интеллекте, такая информация попадалась, но, поскольку не укладывалась в моё мировосприятие, я пропускал её как нечто “временно непонятное”.

Итак, наша информационная индустрия действительно прошла по достаточно очевидному пути: сперва мы научились моделировать вымышленные нейроны. Почему “вымышленные”? Потому что нейрон живого существа эта структура напоминала весьма отдалённо.

В районе двадцатых годов двадцать первого века принялись пробовать копировать и состояние реальных нейронов. Поначалу это были нейроны мух и других мелких насекомых. Затем вычислительные мощности компьютеров и сканеров доросли до определённого уровня, и стало возможным моделировать нейросистему человеческого мозга.

Однако, как я говорил ранее, копировать сознание мы научились, а создавать – нет. То, что в настоящее время мы называем искусственным интеллектом, на самом деле является копией естественного.

Все эти знания у меня были и раньше, но теперь, услышав от Гарика термин “квантовый идентификатор сознания”, я полез в интернет и узнал, что, оказывается, на сегодня имеется множество нерешённых проблем и с копированием сознания!

Если взять мой мозг, снять с него состояние и перенести в другой такой же (ну или в Игру), то в результате сознание будет не моё, а новое. Это получится… ну пусть будет НПС. Да, созданное существо будет обладать моей памятью, да, у него будет самоосознание, но это буду не я, а кто-то другой. Это похоже на мистику, на нечто вроде вселения иной души в точку назначения.

Разработчики долго бились над этой проблемой, пробуя модифицировать сам процесс копирования и сканирования состояния клеток мозга. В какой-то момент дело решил его величество случай: однажды взял да и погиб один из учёных, занимающихся этим ребусом. Что у них там произошло – неизвестно, некоторые источники говорят о пожаре, другие – о взрыве. Важно то, что в результате этого события оказалось завершено первое успешное… перемещение сознания на новый носитель, в данном случае – на компьютер: погибший учёный осознал себя находящимся в виртуальном мире!

Получается, сознание нельзя скопировать – можно только переместить. Кто-то ввёл понятие “квантовый идентификатор сознания” – это такая штука, которой не хватает копии, чтобы стать оригиналом. Смекнув, что смерть источника помогает переместить сознание на приёмник, учёные быстро пришли к безболезненным способам перемещения сознания. Можно считать, что капсула полного погружения временно убивает помещённое в неё тело, а по завершении сеанса Игры – воскрешает. На самом деле, разумеется, убийства не происходит – Система просто разрушает связность внутри нейронных сетей, превращая разум человека в “овощ”. По возвращении в реальный мир эта связность восстанавливается копированием сознания из компьютера в мозг. Ну а в информационной системе Игры, стало быть, идентификатор сознания уничтожается.

Когда-то основателей альянса “Гориллы”, находящихся в Игре, не смогли убить только потому, что уничтожение тел было бессмысленным: их сознания находились в виртуальном мире. При новой попытке убийцы затребовали “экстренный выход” и только после того, как убедились в завершении процесса, предприняли атаку.

Такие дела. М-да.

– Ну что, Алекс, готовы?

– Да, Гарик, можем продолжать. Извините, зачитался о квантовом идентификаторе сознания. Хотя я бы назвал это идентификатором души…

– Итак, дорогие наши зрители, мы вернулись! Судя по данным статистики, передаваемой стриминговым сервисом, рекламный блок не уменьшил, а увеличил количество тех, кто нас смотрит! Думаю, информация о Магии Разума, которую сообщил наш сегодняшний гость, вызовет ту ещё волну интереса.

Ну что, Алекс, попробуем пройтись по вопросам слушателей?

– Эм… Гарик, давайте на время сменим тему. В общем-то я рассказал практически всё, что знаю и о Магии Разума, и об убийстве Джеймса Уайта. Дальше в дело вступят заинтересованные игроки и юристы, и уже они снабдят нас бо́льшим количеством информации. Я же предлагаю поговорить о… смысле жизни.

– Решили продолжить удивлять наших зрителей, Алекс?

– Ну-у, до этого мы говорили о пустом. Ну да, интересный игровой навык. Ну да, убийца разгуливает на свободе, попутно пытаясь внести изменения в мировое законодательство. Всё это банальщина. А вот скажите, Гарик, в чём заключается смысл нашей жизни? Не знаю, как вы или зрители, но я всё чаще и чаще задумываюсь над этим вопросом…

– Смысл? Думаю, его нет, Алекс.

– Меж тем эта загадка мучает человечество с тех пор, как оно себя осознало. С тех пор как появилось понятие “разум”. Хотите, я вкратце расскажу об этом?

– Ну разве что вкратце. У нас уже тысячи вопросов в чате, Алекс.

– Да-да. Тысяча комментариев, смысл которых укладывается в одно слово: “подробности”. Я уже сказал, что мне почти нечего добавить. Поэтому давайте поговорим о более важных вещах. Не против, если я ещё минут пять поуправляю нашей беседой?

– Пожалуйста, Алекс.

– Итак. В чём смысл жизни? Думаю, не ошибусь, что за всю историю человечество нашло или выработало всего три варианта ответа на этот вопрос, причём два из них находятся в религиозной плоскости, а третий – в атеистической.

– А мой ответ вы как классифицируете, Алекс?

– Как третий вариант. Но давайте по порядку. Итак, у нас есть всего три объяснения. И каждое подразумевает подвопросы “Что такое мир?” и “Хорошо или плохо, что мир вообще есть?”.

В итоге на арене у нас следующие игроки.

Гностицизм – это такое направление мысли в различных религиях, которое стоит на таких постулатах: мир – это наведённая иллюзия, нечто плохое, а потому смысл бытия человека – развеять морок и осознать реальный мир, погрузившись в нирвану, познать дзен и тому подобное.

Заметьте, Гарик, насколько эти воззрения пересекаются с миром Игры. Ведь что такое виртуальный мир? Иллюзия, морок!

Второй заслуживающий внимания ответ даёт религиозное течение хилиазм. Его приверженцы считают мир великим благом, а преодоление несовершенства в нём – нашей задачей. Человек, по их мнению, должен восходить, самосовершенствоваться и в результате стать богом.

Ну а третий вариант – ваш, Гарик, – атеистический. Он стоит особняком, но я бы назвал его подвидом первого случая. Ведь не такая уж и большая разница между “смысла нет” и “мир – это нечто плохое, испорченное”, не так ли?

Условно говоря, мы пришли к пессимистическому и оптимистическому взглядам на бытие.

– Что же исповедуете вы, Алекс?

– Знаете, Гарик, я думаю, что пессимистические варианты мне не подходят, а оптимистический, мне кажется, совершенно необязательно должен быть религиозным. Увы, неподъёмность груза или необъятность предстоящего пути иногда внушают отчаяние, но очень хочется верить, что впереди нас ждёт нечто светлое, хорошее.

Знаете, Гарик, где-то полтора века назад у нас в России жил один великий философ – Николай Фёдоров. Он считал, что целью человечества должно стать бессмертие. Но не просто бессмертие: человек, по его мнению, обязан не только преодолеть… позорный недуг конечности жизни, но и воскресить всех, кто когда-либо жил на планете.

Есть легенда, что великий Циолковский, побывав на одной из лекций Фёдорова, был настолько впечатлён этой философией, что именно она сподвигла его заняться теорией ракетного движения. Он решил, что если воскресить всех людей, то планета будет страшно перенаселена, а потому нужно начинать что-то предпринимать уже сейчас!

Помните, в школе мы изучали формулу Циолковского? Так вот, своим появлением она обязана хилиазму и вот этой вот философии, из него вытекающей.

Знаете, может быть, я предвзят, но именно в России больше всего “болели” такими вопросами, поэтому я бы назвал всё это русской философией.

– Что же из этого следует, Алекс?

– Вот в чём дело, Гарик: современное человечество практически достигло всех целей, о которых мечтали философы прошлого. Да, мы разобрались с бессмертием, но упустили нечто важное. Победить смерть мало, нужно ещё построить такой мир, чтобы в нём хотелось жить. Понимаете меня, Гарик?

Вместо того чтобы двигаться в космос 1, расширять свой ареал обитания, человек всё глубже и глубже погружается в морок виртуальных миров, Игры. Не окажется ли так, что однажды мы уже не сможем преодолеть эту иллюзию?

Вот о чём я хотел сказать. Кажется, бессмертие появилось слишком рано и оно вредно для нас. Ведь если смысла в жизни нет, то зачем жить? А тем паче жить вечно?

– Всё, Алекс. Эти вопросы, конечно, интересны, но я должен забрать у вас инициативу. Давайте вернёмся к главным темам нашей встречи – Магии Разума и событиям в Верхнем и Нижнем Лиаме.

Хельга

Дед оказался прав: поход к храму занял целый день. Правда, значительная часть времени ушла на воскрешение. Когда пришёл в себя, уже темнело. Поднявшись и двинувшись к землянке, которую делю с Дедом, я вдруг услышал оттуда нечто похожее на скулёж. “Что за хрень? Собака, что ли?” – подумал я, прибавляя шаг.

Картина, которую я увидел, открыв дверь, озадачила: пока я отсутствовал, внутрь нашего дома кто-то затащил довольно большое бревно, прислонил его к стене под небольшим углом к полу, а затем… привязал к нему какую-то девушку. Звуки, которые я принял за издаваемые животным, оказались женским плачем.

Зажигая на ходу светляка, я рефлекторно потянулся за мечом и… увидел Деда: сидя в противоположном от пленницы углу, он мудрствовал, то есть колдовал, складывая пальцы в причудливые комбинации. Магические сгустки один за другим срывались с его рук и неслись к несчастной девушке.

– Что за хрень здесь происходит? – громко спросил я, зажигая второй светляк так, чтобы полностью осветить помещение.

– Не мешай! – рявкнул Дед и протянул руки к голове пленницы.

– Я тебе сейчас так не помешаю – мало не покажется! Ты чего творишь?

– Чёрт, Алекс, – он повернулся ко мне, – ты всё испортил!

– Что я испортил? Что это вообще?!

Я взглянул на девушку, которая, увидев свет, завыла громче прежнего.

– Не получается, видишь? – Дед ещё раз сложил пальцы в мудру и скастовал очередной сгусток. Долетев до ауры девушки, магический конструкт прилепился к такому же, что попал туда минутой раньше, и слился с ним.

– Кто это? – задал я вопрос, начиная понемногу понимать происходящее.

– Новенькая.

– А зачем ты её связал?

– Кусается, царапается. Вспомни себя: ты, как появился, вообще мечом размахивал! Вот пытаюсь привести её в чувство. Но моя магия не работает. Похоже, у неё высокая сопротивляемость: приблизительно как у Гены.

– Погоди, – перебил его я, – магия твоя работает, я вижу. Просто, вероятно, её не хватает. Ну-ка, кастани ещё разок, а я погляжу.

Дед выпустил сгусток.

– Понял! – пробормотал я. – Получается, сколько бы раз ты ни колдовал, от новых попыток твоё благословение просто продлевается во времени. Если бы ты мог следующим заклинанием усиливать предыдущее, то у тебя бы всё получилось.

– Ну да, так это и работает! – пожал плечами Дед. – Увы, здесь я бессилен. Похоже, придётся ждать, пока сама не успокоится. Слушай, Алекс, может, попробуешь её покормить? Видишь, на меня она смотрит волчонком, а на тебя – вроде чуток помягче.

– Погоди, Дед. У меня есть идея! Эх, чёрт, деньги уплывают, как вода в решето! Ну да ладно!

Сказав это, я взглянул наконец на табличку над девушкой: “Хельга, житель, уровень 8, человек” , а затем полез на аукцион.

Зарывшись в окошках интерфейса, я присел на то самое бревно, к которому была привязана наша… э… гостья. Чертыхаясь на ценники, нашёл два подходящих артефакта и отслюнявил за них почти сотню золотых. Затем, вернувшись в реальный мир, оглядел “поле боя”.

– Ты что-то придумал? – с надеждой спросил Дед.

– Ага, – подтвердил я. – Слушай, мне нужна её рука. Можешь отвязать? Я должен надеть на неё вот эти два кольца.

– Ну что же, давай попробуем. Тогда ты держи её… вот так, а я займусь путами.

Навалившись на девушку, я обнял её и бревно обеими руками, сцепив пальцы в замок, а Дед подлез снизу, чтобы ослабить верёвки.

Происходящее явно пришлось не по нраву нашей гостье, и она задёргалась.

– Ну что там? – прокряхтел я, напрягаясь изо всех сил.

– Готово, отвязал!

– Погоди, она дёргается. Ай, чёрт, кусается! – заорал я. – Дед, помогай!

– Кольца! Давай кольца, я сам их надену! – он выскочил из-под бревна.

– Здесь, в этом кармане, – я попытался указать взглядом. – Ай! Дерьмо!

Вспомнив, что у меня есть “Магический щит”, я скастовал его на себя, и стало полегче.

– Всё, надел! – отрапортовал Дед.

– А теперь давай своё благословение! – приказал я, чувствуя, что силы кончаются и Хельга вот-вот вырвется из моих объятий.

Внезапно сопротивление прекратилось, и тело подо мной расслабилось. Осторожно расцепив руки, я оттолкнулся от бревна и только теперь почувствовал пронизывающую боль от шеи до плеча.

– Кто… вы… такие? – услышал я слабый женский голос.

“Вы умерли, – следом сообщила система. – Выберите место воскрешения. Доступна одна локация: данж "Загадки леса". Локация выбрана автоматически. Воскрешение через 5..4..3..2..1”.

– Неслабо же она меня укусила! Вот ведь зараза! – выругался я.

Кастуя на себя “Малое исцеление”, я поднялся и огляделся: ночь уже кончилась, утро, что называется, в самом разгаре. На небе ни облачка. Если бы не лежащий местами снег, то можно было бы решить, что на дворе лето.

Добравшись до землянки, я нашёл там идиллическую картину: бревна уже не было, везде царил идеальный порядок, если таковой вообще возможен в жилище с земляным полом. В разных углах единственной комнаты стояли два полена, на них сидели и разговаривали двое – парень и девушка. Слушая Деда, Хельга держала перед глазами свою правую руку, разглядывая кольца, надетые на средний и безымянный пальцы.

“Интересно, какой настоящий возраст у каждого из них?” – подумалось мне, когда я шагнул внутрь.

– Воскрес? – улыбнулся мне Дед.

– Ага, – ответил я и замешкался.

– Ну что же, тогда знакомьтесь.

– Нет, Дед, – прервал я его, – я же говорил, что не хочу знакомиться ни с кем из здешних. Мне… э… хватает друзей, больше не нужно.

– Видишь? – Дед обернулся к Хельге. – О чём я и говорил. Он считает, что чем меньше друзей, тем легче жить. Но, надеюсь, это пройдёт.

– Несчастья, которые случаются с чужими людьми, переживать легче, – объяснил я, усаживаясь в третий угол и ища глазами свои инструменты.

– Ну а рассказать-то можешь? Как догадался про эти амулеты? – Дед кивнул на кольца на руке Хельги.

– Твоё благословение нормально работает, – ответил я, – с ним всё в порядке. Сопротивление магии ни при чём. Я же тебе говорил, просто силы заклинания не хватает. Колдуя, ты поднимаешь “Интеллект” цели на пять единиц. Оказалось, что мне этого достаточно, а Гене и ей, – я кивнул на девушку, – нет.

Ну а дальше всё очевидно. К твоему колдунству я добавил пару колец, дающих ещё по три единицы этой характеристики, и суммарно получилось плюс одиннадцать. И видишь, она пришла в себя.

Получается, что когда система пишет: “Интеллект отсутствует”, то это означает, что он может принимать и отрицательные значения. Такие дела.

– А что мне делать с этими кольцами? – впервые подала голос девушка.

– Э… – замялся я, – оставь себе. Носи, если помогают. Оказывается, артефакты на “Интеллект” наиболее дорогие, но раз уж я потратился, то жалеть не будем. Считай их моим подарком.

– С-спасибо.

– Ладно, – поднялся я, – пойду построгаю свои поделки. А то загостился в Психушке, пора выбираться. Лиам сам себя не уничтожит, а до него только топать целых три тысячи километров. М-да.

Последний довод

У моего отца был двоюродный брат. Когда в 2022 году началась первая война – та, которую поначалу звали “Специальная военная операция”, – он попал на фронт и честно отбарабанил несколько лет в пехоте. И он рассказывал удивительные вещи. Например, что автомат хоть и является необходимым атрибутом каждого пехотинца, но на самом деле применяется не так уж и часто. “Бывало, за три месяца всего раз и выстрелишь”, – говорил дядя.

Дело в том, что современная война – это скорее ракеты, дроны, мины и прочий взрывающийся инвентарь, а автомат всё больше и больше уходит в категорию личного оружия. Да, без него никуда, но основной урон противнику наносится другими способами.

Если взглянуть на мою статистику, то ситуация похожа на ту, что описывал мой родственник: да, арбалет – штука весьма нужная, но значительную часть всего набранного опыта я заполучил при помощи диверсий – взрывов, газовых атак и поломок артефактов.

Поход к богам, участие в исцелении Хельги, продление контракта с Георгом и мелкие подарки Деду лишили меня практически всей наличности, и, взглянув на оставшиеся 132 монеты в моём кошельке, я решил, что уж точно не буду тратить их на покупку очередного недоразумения, стреляющего болтами.

Хотя способ поправить пошатнувшееся финансовое положение и существует – нужно сходить на интервью к Гарику, тем более что в качестве гонорара предлагается уже целая тысяча монет, но всё равно тратить деньги на покупку оружия не хочется.

Однако я в любом случае планировал заняться самоделкой – вне зависимости от того, есть ли возможность купить готовую вещь или нет. Мне давно хотелось поработать руками и головой.

В общем, прикупив на аукционе кусок доски из бальзы (судя по интернету, результат должен получиться прочным и очень лёгким), я принялся вычерчивать модель будущего самострела. Конечно, можно было бы некоторые детальки заказать у местного кузнеца (благо развернувшаяся торговля позволила снабдить общину многими инструментами), но я предпочёл купить нужные вещи на аукционе.

Обзаведясь комплектом инструментов вроде рубанка, стамески и так далее, я выстрогал из дерева приблизительный корпус того, что решил назвать громким именем: “Последний довод”.

Когда внешний вид основы начал вырисовываться, я взвесил ещё необработанную форму – вышло весьма оптимистично. Если всё получится, то моё новое оружие будет весить всего половину килограмма, не больше.

По виду заготовка напоминала ружейный обрез: приклад я делать не стал – только рукоять для правой руки и цевьё для левой. С отдачей (да, и у арбалетов есть отдача) я как-нибудь справлюсь и без приклада.

Выстрогав направляющую для болта, я примерился и подобрал на аукционе два больших ролика и шесть маленьких – основу будущей блочной системы. Нить для тетивы я купил ранее, её у меня в избытке.

Примерившись к будущим большим колёсам блоков, я сделал длинную сквозную прорезь параллельно направляющей болта. Вставив в неё ось, получил основу самострела: два ролика могут двигаться вперёд и назад. Выбрав точку крепления, наложил на блоки тетиву. Теперь, если тянуть за нить, ролики двигаются назад, а если тащить за центры роликов вперёд, тетива толкает болт. Осталось приделать ко всему этому пружины и замок. Дополнительные шесть маленьких блоков я использовал для второй пары тросиков, с помощью которых уложил боевую пружину в той же прорези, где вперёд-назад ходит ось блоков.

Получилось две магические пружины: боевая и взводная. Боевая всегда подпитывается магией так, чтобы обеспечивать постоянное натяжение тетивы. Усилие небольшое – предназначено только для того, чтобы нити никогда не выпадали из своих канавок. Взводная пружина оттягивает тетиву до замкового механизма (такого же, как на арбалетах).

Когда нужно сделать выстрел, замок отпускает тетиву и боевая пружина, сокращаясь, тянет тетиву, толкая болт вперёд. Здесь пришлось повозиться с таймерами и выключателями, чтобы в нужный момент поток маны в боевую пружину увеличивался и болту придавалась скорость около ста пятидесяти метров в секунду.

Длины нитей и усилия, создаваемые пружинами, я подбирал, что называется, на глазок. Результат вышел очень даже неплохой, вот только сразу обнаружился один недостаток: ось блока, ходящая по деревянной прорези, за несколько выстрелов раздалбывает эту самую прорезь, и вся конструкция теряет точность изготовления и, соответственно, надёжность.

Задумавшись над проблемой, я хотел было сперва организовать металлические проставки, а затем вспомнил: у меня же есть “Магический щит”! Создав тонкую магическую плёнку между трущимися поверхностями, я могу защитить их от износа!

Переделав с нуля пришедшие в негодность заготовки, я получил наконец машинку, которая совершенно неожиданно стала стрелять абсолютно бесшумно. Сначала я не понял, откуда взялся такой эффект, а потом дотумкал: “Вуаль тишины”, грань к “Магическому щиту”, – именно она и гасит все звуки.

Поскольку магические щиты и пружины работают постоянно, мой новый самострел непрерывно потребляет немного магической энергии. Где-то две единицы маны в минуту. Чтобы компенсировать эту потерю, я снабдил свою поделку несколькими накопителями, использовав рубины от останков браслета заклинателя.

Сперва хотел все блоки и шкивы спрятать внутрь конструкции, но потом решил оставить так. Да, с одной стороны, в них может попасть грязь, с другой стороны – если что, то почистить несложно: всё же снаружи! Будет неудобно – позже подумаю о кожухе.

Когда я доделывал последние штрихи своей новой машинки, Система вдруг проснулась и щедро раздала награды, зафиксировав название.

“Создан самострел "Последний довод". Частично самозарядный. Время перезарядки тетивы 0,5 секунды. Прицел отсутствует. Базовый урон 80 единиц. Бесшумный”.

“Навык "Деревообработка" улучшен до 81”.

“Чертежи самострела добавлены в список навыка "Создание артефактов"”.

Чертёж самострела “Последний довод”

“Навык "Создание артефактов" улучшен до 564 (Мастер)”.

Неплохое описание, хотя с точки зрения маркетинга есть минус: из-за упоминания об отсутствующем прицеле машинка может плохо продаваться на аукционе. Не все же пользуются внешними прицелами. Нужно будет подумать об этом.

Планы

О том, что Зе является тем самым искусственным интеллектом, управляющим Игрой, я догадывался. Мои подозрения подтвердились, когда я услышал упоминание о нём на интервью у Гарика и полез в поиск.

Зе, кстати, прав абсолютно: я никогда не проявляю любопытство к вещам, которые прямо меня не касаются или мне неинтересны.

Так вот, ребус, который он мне загадал, оказался весьма сложным. Какое должно быть пожертвование, чтобы никто другой не смог или не захотел отменить в интерфейсе ту кнопку, о которой я попросил Мару?

Полазив по форумам и соцсетям в поиске информации о паломничествах, я выяснил, что в финале пути игрок может пожертвовать богу не только деньги, но и, например, навык, один или несколько.

Значит, если я пожертвую Маре, скажем, умение Магии Разума, то кто-то другой, чтобы отменить мои усилия, должен будет сделать более значительное пожертвование. Ему придётся быть не “Гуру”, а “Мыслителем” в этой магии.

Этот ход выглядит надёжным: людей с такой магией немного, набирать высокий уровень долго и дорого. Вряд ли кто-нибудь пойдёт на столь существенные траты.

Однако возможны и подводные камни: что, если будет считаться ранг “Мыслитель” в другом умении? И более настораживающий вариант: что, если любой навык может быть пересчитан на деньги? М-да.

Но в целом жертва этим навыком представляется неплохим вариантом защиты моей драгоценной кнопочки от посягательств других игроков.

В общем, будем считать, что план по Маре у меня есть.

Что дальше? Как пройти через лес, наполненный монстрами? Ничего другого, кроме как пробираться скрытно, не придумывается.

А что у нас со “Скрытностью”? Ага, 322. А что по опыту? 240 454 очка. Полагаю, настала пора потратить 67 800 опыта и поднять уровень этой крайне важной характеристики до “Магистра”. Хорошо, что резерв опыта ещё есть, и значительный!

“Получена грань к умению "Скрытность": "Бессознательная незаметность". Враги не обращают внимания на ваше тело, если вы спите, находитесь без сознания либо умерли”.

“Получена грань к умению "Скрытность": "Невозможно заблокировать"”.

Тьфу ты! Ничего полезного! Ладно, стоит обдумать, может, как-нибудь да удастся это применить. Надеюсь, поднявшийся уровень позволит хоть успешнее прятаться.

А что с деньгами? Очень удачно я сходил на интервью к Гарику, а идея с пари сработала вообще замечательно – две тысячи монет всяко лучше, чем одна! Итак, у меня 2132 кредита.

Тратим тысячу на два улучшения веса для моей особой ячейки, чтобы получился тысячекратный коэффициент. Круто! Теперь я могу унести кристалл весом до пятидесяти тонн (пятьдесят, конечно, будет тяжеловато, но ничего, если такой попадётся – привыкнем).

Далее покупаем новую пару простых ячеек – ещё минус восемьдесят кредитов. Апгрейдим одну из них до особой – минус четыреста. И ей тоже делаем улучшение по переносимому весу – ещё минус пятьсот.

Остаётся 152 монеты. М-да. Деньги были, и вот их снова нет! Но зато мой пространственный карман теперь состоит из тринадцати ячеек, семь из которых – особые (а две – ну очень особые).

Итого:

Вроде бы можно купить какие-то артефакты, но пока не знаю какие. Увеличившийся запас маны и появившаяся прана в сочетании с бонусом за высокий “Интеллект” составляют довольно приличный запас, а артефакты типа амулета заклинателя, дающие прибавку в тысячу единиц, стоят очень дорого.

Нет, пожалуй, куплю то плетение для артефакторики, на которое давно засматриваюсь, и следующие траты буду делать только после того, как на них заработаю. Отыскав на аукционе нужный лот, я прочитал описание:

“Детектор здоровья. Плетение для создания артефактов. Работает как выключатель, реагирующий на три уровня здоровья. Возможна настройка на конкретную ауру (индивидуальная привязка). Стартовая стоимость – 5 золотых, текущая – 85 золотых, стоп-цена – 100 золотых”.

Добавив в копилку компонент для будущего артефакта, который станет следить за моим здоровьем и при необходимости лечить, я вернулся к планам.

Итак, первая попытка выбраться отсюда будет разведывательной: попробую просто двигаться по лесу скрытно до тех пор, пока меня не сожрут. Ну а после будем делать выводы из того, что получилось…

Как-то так.

Персонаж

Характеристики

Очков для распределения – 0

Перки

Умения

Магические умения

Особенности

Достижения