Часть 1. Новая жизнь
Дерьмо
– Выберите имя персонажа.
Я висел в пространстве, пялясь в эти хреновы буквы, и проклинал всё и вся, вспоминая, как я сюда попал. Дерьмо. Все последние дни моей жизни можно охарактеризовать именно этим словом.
– Имя персонажа, говоришь? – буркнул я. – Иванов Александр Михайлович.
– Использование настоящего имени запрещено. Имена из нескольких слов также недопустимы. Выберите другой вариант.
Дерьмо! Даже своё имя нельзя оставить!
– Я хочу проконсультироваться с юристом. Меня полностью устраивает моё имя! – прокричал я в пространство.
– После регистрации персонажа вы сможете призвать арбитра, который решает в числе прочего и юридические вопросы. Выберите имя персонажа в соответствии с правилами.
– Ладно. Пусть будет Алекс. Так, надеюсь, можно?
– В Системе приблизительно три миллиона игроков с таким именем. Установлено имя персонажа – Алекс5928145222. Продолжить?
– Нет. Стой, что это за хрень? Я не согласен!
– Подобрать уникальное имя по вашим критериям?
Это агония! Блин. Дерьмо! Можно, вероятно, снова закатить истерику и вытащить-таки юриста. А он подробно объяснит, в чём я не прав, и снова вернёт меня сюда. В очередной раз. М-да.
– Валяй, – махнул я рукой.
– Анализ показывает, что с высокой степенью вероятности вас раздражает цифровой идентификатор в имени. Не волнуйтесь, другим игрокам вы будете видны как Алекс. Цифры будут использоваться только в случаях коллизий. Сформулируете критерии подбора или оставите предложенное имя?
– Хрень!
– Имя принято. Выберите параметры тела. Внимание, если вы оставите свой обычный образ, то получите дополнительные очки для распределения в характеристики персонажа.
– Не менять мой образ!
– Выберите возраст.
– Пусть будет двадцать лет.
Персонаж
Характеристики
Перки
Дотошный. Позволяет переводить накопленные очки опыта в очки умений. Используя 100 единиц опыта, вы можете увеличить значение любого умения на 1.
Злоупотребление законом. Игра поощряет любые злоупотребления правилами, награждая за это опытом.
Пространственный карман – 4. С самого начала игры вы имеете пространственный карман (другим игрокам он доступен с 20-го уровня), позволяющий хранить до 4 предметов.
Абсолютная собственность. Доступ к содержимому особых ячеек пространственного кармана вне воли игрока невозможен.
Умения
Нет.
Особенности
Особые ячейки пространственного кармана – 4.
Защита новичков. До 3-го уровня игрок находится под защитой Системы.
Заключение договоров запрещено. Ограничение свободы при нарушении законов: не более 3 суток. Свобода перемещения. Любые транспортные услуги обходятся не дороже 10 серебряных монет. Нейтральная репутация.
Я висел и пялился в параметры своего персонажа, пытаясь понять, где же меня надули. Нет, кажется, всё согласно договору. Однако что-то скребло на душе.
…
Вообще, всё это дерьмо началось ещё в далёком 2020 году. Мне тогда было… х-гм… восемь? Да, восемь лет.
Внезапно весь мир будто сорвался с цепи и началась странная всеобщая истерика из-за обычной простуды. Будучи ещё ребёнком, по детской глупости я радовался отмене занятий в школе и переводу всей этой рутины в удалённый режим. Дерьмо!
И сильно позже, спустя десятилетия, до меня наконец стали доходить слова отца, твердившего, что такое единодушие всех ненавидящих друг дружку центров сил явно неспроста. Впрочем, эта всемирная синхронизация действий мировых правительств была лишь первой ласточкой, которая мельком махнула крылышком и быстро исчезла.
Если бы кто-нибудь мог предположить, как всё сложится далее, то он уже тогда должен был бы организовывать борьбу со всей этой мерзостью. Эх.
Разгон страстей в связи с пандемией занял годик-полтора, уже точно не помню, давно это было. Затем истерики о “страшной смертности” от пустяковой болезни свернули, и мир захлестнула волна войн и цветных революций.
Сперва полыхнуло на границе России, позднее на первый план выплыли волнения в Африке и Европе. Ещё позже – война в Китае… Лет двадцать мир лихорадило: валюты обесценивались, границы то открывались, то закрывались. Войны начинались там, где они, казалось, невозможны, и, напротив, столетние противостояния неожиданно заканчивались.
А в один прекрасный момент власти всех стран вдруг сели за стол переговоров и… сформировали единое мировое правительство. Единение. Такого поворота не ожидал никто!
Сразу после этого события беспорядки и войны стали прекращаться и жизнь налаживаться.
“Неспроста это!” – повторял мой совсем уже пожилой отец. А теперь я думаю: может, и хорошо, что он не дожил до “светлого сегодня”. Дерьмо!
Радовались, конечно же, мы радовались! И правда – здорово ведь? Никаких тебе войн, единое правительство, единая конституция, гарантирующая право на жизнь каждому человеку. Конституция, закрепляющая незыблемость частной собственности.
Равенство и свобода слова вдруг стали реальностью. По крайней мере, так казалось. Дерьмо!
В первые годы после Единения мы верили, что эти твари – наши правители – действительно одумались.
Из всех щелей вещали о способах решения энергетических проблем. Утверждалось, что именно энергетический кризис всех нас и сплотил. Эксперты с мировыми и местечковыми именами рассуждали о том, что новому правительству доступны такие ресурсы, которые позволят решить любую проблему! “Развитие!” – говорили они…
Дерьмо! Дерьмо! Дерьмо!
Игра
Моя история проста и незамысловата. Я был инженером. Даже считал себя успешным. Ещё бы: в сорок лет почти выплатил ипотеку. Пять лет, оставалось каких-то пять лет!
Работа у меня была интересной, зарплата – приличной. Стабильность. Мать её, стабильность! Средний класс!
Живёшь вот так и думаешь: если вчера было интересное занятие и высокая зарплата, позавчера тоже так было, значит, и завтра так будет! Заблуждение, какое же распространённое это заблуждение! Дерьмо!
О своей работе много говорить не стану. Главное – я чувствовал, что реально приношу пользу. Фирме, обществу, всем. Фиг его знает почему, но обычно у меня получалось из точки А в точку Б дойти более коротким путём, чем у других. Возможно, это перк, данный мне при рождении. Это умение позволяло экономить кучу ресурсов при разработке тех новых фиговин, которыми занималась наша фирма. Этакое двойное почёсывание моего эго: я не просто разрабатываю нужные людям вещи – у меня получается делать это дешевле и лучше других. Разве не круто?
Начальство не хвалило, нет. Но все сложные проекты замыкали именно на меня. Хотя когда требовалось загрузить сверх нормы, то и хвалили, чего греха таить. “Эксперт” – так и говорили. Это позволяло думать, что раз так, то уж меня-то никогда не сократят! Ведь я самый нужный! Сколько сокращений штата я видел в своей жизни? Десятки? А чтоб меня? Одно!
…
Так, посмотрим, что в инвентаре? Девять золотых, с серебром. А ещё три книжки. Суки! “Геологоразведка”, “Деревообработка”, “Кулинария”. А ведь мы с этими гадами договаривались, что книжки навыков будут про скрытность, оружие и взрывотехнику!
Договаривались на словах! Блин, почему не настоял и не вписал в текст договора? Конечно же, они и не преминули нагадить в тапки! Дерьмо! Дерьмо! Дерьмо!
Ну ничего, придёт остаток денег от продажи моей квартиры – и всё наверстаем. Эх…
…
Уволили меня внезапно. Утром, значит, я обсуждаю систему управления серводвигателями на новом станке, очень воодушевлён интересным проектом. А в обед меня вызывает босс и с потухшей физиономией рассказывает о страшных финансовых проблемах, о сокращении штата и о том, что мне, раз я такой весь из себя ценный, на выходе выплатят аж три месячных зарплаты. А мой отдел и вообще всё направление закроют… М-да.
И вот кто бы мог подумать, что с таким огромным опытом и не смогу выпутаться из этого дерьма?
…
Энергетический кризис, мать его! Когда нефть начала подходить к концу, неожиданно выяснилось (вернее, это было известно с восьмидесятых годов двадцатого века), что ядерное топливо для энергетики хорошо, но на планете его куда меньше, чем нефти. А потому к моменту, как остановится последняя ТЭС, всяким АЭС уже давно нечем будет топить свои реакторы. М-да.
Лишние люди. На планете чертовски много лишних людей. Но в мировой конституции право на жизнь и собственность прописаны как главные права каждого.
Когда появилось планетарное правительство, все думали, что вот сейчас это надгосударство займётся всеобщим образованием. Появится куча умников и мозговым штурмом решит, откуда взять энергию, а затем мы заселим Марс. Потом примемся за терраформирование Венеры, а там, глядишь, и до альфы Центавра недалеко!
А что мы получили на деле? Игру!
Дерьмо! Дерьмо! Дерьмо!
Нет, конечно, когда объявили об успешном переносе сознания в виртуальный мир, о том, что цифровое бессмертие теперь общедоступно, все радовались. Примерно так, как радовались в то время, когда появилось это хреново мировое правительство. Ещё бы! Теперь можно не умирать, а взять и переселиться в другой мир! Не, ну разве не круто?
“Неспроста!” – говорил мой отец про чёртов коронавирус. А для меня вся эта реклама бессмертия не пахла – смердела чем-то омерзительным! Миллионы людей по своей воле переселяются в компьютер! Не может этого быть! “Неспроста!” – повторил я слова отца и с головой ушёл в работу, стараясь с её помощью вытеснить ненужные мысли.
И вот кто бы знал, что нас ждёт не терраформирование планет, а принудительное переселение в Игру! Всё в строгом соответствии с мировой конституцией. Бессмертие! Ура! Кушайте, не подавитесь!
…
Мой ипотечный договор включал пункт, по которому банк может его расторгнуть. Да, понеся штрафные санкции в виде уменьшенных процентов, но может!
Теперь все договоры такие. Этот пункт закреплён в них давно. Наследие тёмных времён тридцатых. В любой банк приди – по-другому не будет! Хочешь ипотеку? Проглоти и это!
Совпадение? Не верю! Ровно через неделю после того, как меня сократили, банк уведомил, что ипотечному договору конец и в месячный срок я обязан выплатить остаток долга. А ещё через пару дней ко мне пришли юристы из Игры. “Вы пока ещё не должник! – говорили они. – Мало того, у вас довольно много активов. Лучше ставить условия переселения в Игру, а не соглашаться с продиктованными!”
Дерьмо! Дерьмо! Дерьмо!
“Злоупотребление законами!” – кричал я с пеной у рта, но, конечно, ничего не мог доказать. Три события: увольнение, действия банка и предложения от администрации Игры – несомненно связаны. Это именно сговор и злоупотребление. Но как простой человек может бороться с теми, у кого в распоряжении ресурсы планетарного масштаба?
В общем, моё переселение в Игру состоялось. Мне объяснили, показали на пальцах, что будет, если начну артачиться.
Но и видимость пряника тоже предъявили: сейчас “зато” мои активы можно превратить в игровые. И пунктов в договор добавить. И даже злоупотребление правилами себе разрешить. Дескать, злоупотребление в Игре – игровой процесс.
Перк “Дотошный” – это что-то случайное. Видимо, его дали за то, что я занудствовал, заставляя вписывать в договор всякие странные штуки. В частности, требовал запретить менять правила игры на ходу. По крайней мере, в отношении меня. Не всё получилось, но где-то я добился своего!
Кстати, для юристов было крайне удивительным, что до сих пор я ни разу не был в Игре и даже зарегистрированного аккаунта не имею! Говорили, что я, вероятно, один такой на все десять миллиардов людей, что поэтому именно мне и готовы идти навстречу.
Конечно, всё это лицемерие и ложь!
На самом деле людей переселяют в Игру двумя способами: принудительно (за долги, через суд) либо полудобровольно, изображая участие, обсуждая с будущим игроком улучшение стартовых условий.
В результате всех этих “обсуждений” я добился, что в моём договоре явно прописано: однажды выданные умения, перки и характеристики предметов не могут быть изменены. Любые попытки сделать нечто подобное приравниваются к расторжению договора по инициативе администрации Игры, и тогда мне должны вернуть тело и дом. А ещё выплатить компенсацию.
Перки и три книжки с навыками – вот и всё, чего удалось добиться. М-да. Ещё когда-нибудь придут деньги от продажи моей недвижимости. Разумеется, за вычетом того, что я должен банку.
– Вот вы утверждаете, – говорил я юристу, – что у меня будет игровое преимущество: три книжки, дающие стартовые навыки. Но как только я попаду в Игру, у меня могут их отнять! А ещё деньги, мои деньги! Они тоже под угрозой! Вот здесь написано, что в вашей Игре полно грабителей!
– Не волнуйтесь. Вы получите пространственный карман с четырьмя особыми ячейками. В нём сможете надёжно хранить и деньги, и книги! – отвечал юрист.
– А в этом буклете написано о магии разума, видите? Какой-нибудь маг подчинит моё тело и заставит выложить все денежки на его стол! – парировал я.
– Перк “Абсолютная собственность” поможет этого избежать! – было ответом.
Доведи я до появления долгов, то попал бы в Игру по решению суда. Увы, взять взаймы сумму, равную приблизительно трёхлетнему доходу, было не у кого. Тем более будучи безработным. А так хоть чуть, но поторговался.
А ещё мне оставили шанс вернуться в реальный мир – шанс, которого не было бы, попади я сюда по решению суда.
Миллион золотых (или кредитов в технологических мирах). Дорога обратно откроется, если я соберу миллион золотых монет. Этими деньгами возможно оплатить восстановление тела. А если соберу два миллиона, то смогу рассчитывать и на большой кусок масла на хлебе…
Дерьмо!
…
– Далее!
– Имеются нераспределённые очки характеристик!
– Я позже решу, что с ними делать. Далее!
– Добро пожаловать в Игру!
– Дерьмо!
Защита новичков
Смерти в Игре нет. Умерев, персонаж воскресает и получает минус к уровню, вплоть до нуля.
Но “Защита новичков” меня почему-то насторожила. Если с ограничением тюремных сроков всё понятно: вляпаешься по неопытности – не более трёх дней тюрьмы, то как связаны защита и запрет заключения договоров? Непонятно. Хотя, вспомнив свой ипотечный договор, я подумал, что, может быть, и здесь существует подобная хрень, а новичкам не дают в неё вляпаться? Х-гм.
Но правила Системы говорят, что договоры длительностью более года заключать запрещено. Что-то здесь не так! Надо покопать.
Открыв глаза, я нашёл себя сидящим возле окна в… э… гостиничном номере. Средневековье. Здесь – Средневековье.
Я сам выбрал такой мир. Если мне не понравится, то всегда можно зайти в портал и переместиться в технологические части этого огромного виртуального пространства. Уклад там будет вполне современный, хотя, говорят, что магия тоже будет работать.
Я совсем не хочу туда. Тошно осознавать, что реальное терраформирование планет мы заменили виртуальным. Мне, посвятившему жизнь созданию и программированию роботов, это омерзительно. Лучше уж Средневековье. М-да.
Выглянув в окно, я глубоко вдохнул – воздух чистейший. Ощущения натуральные. Чувствую себя здоровым и бодрым. Предметы выглядят настоящими. И даже надписи над ними не кажутся чем-то противоестественным: обычный интерфейс дополненной реальности, к которому все привыкли. Присмотрелся к листику дерева – и всплыла запись из энциклопедии:
“Орех грецкий (лат. Júglans régia) – вид деревьев рода Орех семейства Ореховые (Juglandaceae). Известная издревле ценная плодовая культура”.
В общем, ничего необычного. Если не знать, что ты в виртуальном мире, то, вероятно, и никак этого не определить.
Вдруг потемнело. Подняв глаза на небо, я увидел огромную серую конструкцию. Дирижабль. Метрах в пятидесяти, на высоте тридцати-сорока этажей, медленно и абсолютно бесшумно проплывал огромный летательный аппарат. Очень условное Средневековье, м-да…
В дверь постучали.
– Да-да, войдите! – пригласил я.
– Вы ещё долго планируете здесь оставаться? – заглянув, спросила горничная.
– А что? – удивился я.
– Ничего. Зайду позже. Помните, номер оплачен до двенадцати дня.
“Лиза, горничная, уровень 25, НПС”, – прочитал я табличку над головой удаляющейся девушки.
“НПС” означает “персонаж, управляемый искусственным интеллектом”. Вроде живого, но искусственный. М-да.
Взглянул на часы: половина одиннадцатого. И чего меня так рано выселяют? Чувствуя, что закипаю, выматерился.
Ладно, полтора часа есть, пусть попробуют выгнать! Итак, что там у меня по плану? Книжки. Стоит ли это дерьмо изучать? Может, продать? Или, раз уж они говорили, что умения – вещь важная, всё же попробовать?
Разложив книги перед собой, я попытался открыть “Деревообработку”, но не смог. Предмет только выглядел как книжка, но таковым не являлся.
“Для изучения положите руку на артефакт и дайте команду в интерфейсе”, – прочитал я уведомление.
– Изучить! – согласился я.
“"Деревообработка" добавлено в список умений. Очков умения – 5. 1000 очков опыта начислено. Получен новый уровень! Очки характеристик остаются без изменений”, – сообщила система.
– Стоп! Что за хрень? – возмутился я. – Призываю арбитра. Фиксирую нарушение договора! Требую расторжения!
Реакция на призыв юридического консультанта была незамедлительной. Рядом со мной открылся портал, из которого вышел невысокий толстенький человечек. Или, может быть, гном?
– Что случилось? – спросил он меня.
“Георг, арбитр, уровень 401, НПС”, – гласила надпись над его головой.
– Фиксирую нарушение договора, – повторил я. – Требую расторжения!
– Поясните, – улыбнулся он.
– Начислена тысяча опыта. Я получил уровень, – начал я.
– Всё верно. Что здесь не так?
– Перк “Дотошный”, – светясь от счастья, продолжил я. – Я мог распределить эту тысячу в какое-нибудь умение. Вместо этого мне повысили уровень! Получается, перк не работает! А раз так, расторгаем договор по причине неисполнения обязательств со стороны Системы. Зафиксируйте!
– Так, думаю, вы что-то неправильно поняли.
– Что неправильного? Написано: “Позволяет переводить накопленные очки опыта в очки умений”. Вместо этого мне подняли уровень. Нарушение!
– Ладно, давайте разберёмся с этим перком. – гном ухмыльнулся. – Представьте, что у вас нет очков опыта.
– Не собираюсь представлять! – возмутился я. – Опыт имеется: я набрал его, прочитав книжку!
– Но если бы опыта у вас не было, то претензий вы бы не предъявляли, так?
– Точно так, – подтвердил я. – Но я его набрал и не понимаю, к чему вы клоните.
– К тому, что на момент получения этой тысячи у вас не было никаких умений. Нет умений – некуда распределять. Сейчас вы получили “Деревообработку”. Когда наберёте ещё опыта, попробуйте улучшить это умение. Всего доброго!
Гном развернулся и, не дожидаясь моей реакции, шагнул во вновь открывшийся портал.
Вообще, я и не предполагал, что будет просто, а потому ожидал чего-то подобного. Вызов арбитра был скорее пробой функциональности, нежели реальной возможностью выбраться из той задницы, в которой я оказался.
Однако проверить слова гнома всё же стоило. Положив руку на “Геологоразведку”, скомандовал: “Изучить” – и через секунду уже смотрел в окошко:
“"Геологоразведка" добавлена в список умений. Очков умения – 6. 1000 очков опыта начислено. Опыт: 1000/1000 (не распределено)”.
Плюнув на раздумья, изучил и “Кулинарию”.
“"Кулинария" добавлена в список умений. Очков умения – 4. 1000 очков опыта начислено. Опыт: 2000/1000 (не распределено)”.
Х-гм. А если бы не перк “Дотошный”, я бы уже был на третьем уровне. И что, защиты новичков у меня бы уже не было?
Поняв, что только что избежал какой-то очередной подставы, я выдохнул и прикрыл глаза. “Уроды! Суки!” – повторял я, пребывая в некоем трансе.
Почему-то я в который раз подумал о своём несостоявшемся родительстве, и в памяти всплыла цитата: “Право на жизнь прямо противоречит праву на собственность!”
Несколько лет назад один политический деятель пытался донести эту мысль до всех и каждого. Что с ним стало? Вроде бы его обвинили в изнасилованиях. И, кажется, отправили сюда, в Игру. М-да. А ведь мудрый был дядька! Почти как мой отец.
Дерьмо! Дерьмо! Дерьмо!
[Умения]
Опыт: 2000/1000 (не распределён)
Где-то читал, что каждый новый уровень должен стоить дороже. Вспомнив об этом, заглянул в справку и выяснил, что да, зависимость экспоненциальная. Однако первые три уровня стоят одинаково – по тысяче очков опыта каждый. А четвёртый – уже полторы.
Каждый уровень в зависимости от показателя “Удача” может улучшить одну из характеристик или какое-то умение. Уровни, кратные пяти, дают два свободно распределяемых очка и бонус повышенной ценности. По-моему, нелогичная система развития. Или, как её называют, прокачки. Но уже что есть, то есть.
Не получив от первого уровня никакого бонуса, я распределил все свободные очки в “Удачу”.
Достал одну серебряную монетку, подбросил и угадал: орёл! Что сработало: характеристика или случайность? Хрен его знает! Вернув монетку в пространственный карман, я встал и решительно вышел в коридор. Уж коль попал сюда, надо разбираться, как жить дальше.
Одно понятно: больше никаких ипотек. И вообще, я собираюсь отдыхать и развлекаться. Игра? Вот и поиграем!
Дерьмо! Дерьмо! Дерьмо!
Первая жизнь
– Эй, смертничек! – окликнули на выходе из гостиницы.
Судя по всему, обращались именно ко мне.
– От смертничка слышу! – буркнул я, двигаясь в сторону побережья.
Ещё глядя в окно из номера, я понял, что море где-то совсем рядом. На улице я отыскал глазами голубую полоску, видневшуюся между домами.
Свежий воздух, яркое солнце и целая вечность впереди! А ещё неделя жуткого стресса за спиной. Конечно же, в первую очередь я направился прямиком на пляж! А показавшееся невежливым обращение решил проигнорировать. Но меня ещё раз окликнули:
– Эй, Алекс!
– Чего надо? – обернулся я.
“Нагибатор, житель, уровень 10”, – сообщила система.
– Только что прибыл? – поинтересовался Нагибатор, щурясь.
– Ну и? – скривился я.
– А уровень откуда? – парень выглядел удивлённым.
Я присмотрелся. Было похоже, что этот Нагибатор не человек. Эльф? Возможно.
– Стартовый бонус, – хмуро объяснил я.
– Ясно. У нас здесь благотворительная организация. Помогаем смертникам. То есть новичкам. Если интересует, подходи вечером к этой таверне.
– Помогаете, значит? А что взамен?
– Ничего.
– Так не бывает! – не поверил я. – И в чём заключается ваша… м-м… помощь?
– Информация, – серьёзно сказал парень. – Каждому новичку помогаем освоить три-четыре умения, а ещё объясняем, что и как.
– А подвох, в чём подвох? – продолжил настаивать я. – Что-то не очень верится в бесплатный сыр.
– Барон Ромашка, владелец этих земель, – спонсор, ну а мы у него на службе.
– Понятно, что ничего не понятно, – вздохнул я. – А почему ты назвал меня смертником? Мы же теперь вроде как все бессмертные. Разве нет?
– Ну, ты же умер там? – он тыкнул пальцем вверх. – И я тоже. Поэтому мы все – смертники.
– Вообще, я планирую вернуться. А как ты узнал, что я смертник?
Что-то царапало, напрягало, не позволяло расслабиться. Вроде бы диалог шёл вежливо, но какое-то ощущение близкой подставы не покидало меня.
– Ты житель. В подпись свою посмотри, – ответил он.
– А игроки подписаны иначе?
– Игроки подписаны как игроки. “Барон Ромашка, игрок, уровень 211”, – процитировал он по памяти.
– Ладно, Нагибатор, у меня план полежать на пляже, а потом утопиться. Извини, но времени на разговоры нет.
– Утопиться? – удивился он.
– Ну да, надо проверить, как происходит это воскрешение.
– Потеряешь первый уровень и бонус, который с ним дали, – предупредил Нагибатор.
– Да и чёрт с ним, – пожал я плечами, – не попробуешь – не узнаешь!
Предотвращая дальнейшие расспросы, я зашагал к морю.
Улица, на которой стояла гостиница, была неширокой. Два автомобиля, пожалуй, могли разминуться, но если бы кто-то вздумал припарковаться, то проезд бы это затруднило серьёзно. Организуй я здесь дорожное движение, непременно сделал бы его односторонним. И стоянку бы запретил.
Справедливость этих размышлений подтверждала пробка из пяти телег, через которую пришлось перелазить. Телеги напомнили мне, что, несмотря на летающие дирижабли, здесь всё же Средневековье.
…
Пляж был шикарным! Вполне в стиле двадцать первого века. Даже мороженое продавали.
Разменяв серебряную монету на сотню медных, я столкнулся с тем, что деньги перестали умещаться в одной клетке инвентаря. Поэкспериментировав, понял, что в ячейке можно хранить либо золото и серебро, либо серебро и медь. Три металла почему-то не уживаются.
В ходе этих опытов я задолбался отбиваться от предложений Системы доверить хранение денег ей. Ага! Разогнался! Даже здесь, в виртуальном мире, больше в банки я не ходок! Уроды! Дерьмо!
Но зато нашёл вкладку “Аукцион”. Используя её, можно выставить какую-нибудь вещь на продажу, находясь где угодно! Правда, не более одного лота за раз, иначе это было бы нечестно по отношению к другим игрокам: не можешь унести большую кучу чего-то – выставляешь на продажу по миллиону за штуку. Никто такое, разумеется, не купит, а ты в профите. Правда, чтобы отменить торги, требуется уплатить комиссию, но всё равно получалось бы нечестно.
Чтобы торговать несколькими вещами одновременно, требуется умение “Торговля”. Понятненько. Значит, записываем: мне нужны книжки по торговле, скрытности и воровству.
Да-да. В этой жизни я решил стать вором и мошенником. Исключительно законопослушная жизнь привела меня… сюда. Так почему же, скажите на милость, я должен оставаться честненьким? Тьфу! Дерьмо!
Доев купленное за два медяка мороженое, я оглядел свою рубаху. Слышал, стартовые штаны, рубаха и трусы – вещи, которые невозможно потерять. Если доведётся умереть, то воскресну именно в них. Вероятно, так сделано для того, чтобы не распугивать мертвецов своим срамом. Ха-ха!
Покрутив головой, присмотрел приличного размера камень и двинулся к нему. Так… И как же тебя в инвентарь-то положить? Всплыло сообщение: “Максимальный переносимый вес, соответствующий вашей силе, составляет 20 килограмм”. А какая у меня там “Сила”? Ага, четыре. То есть пять килограмм на единицу. А вот руками могу и больше поднять. Полагаю, это ограничение только для пространственного кармана.
Что же, подойдёт. Найдя пару булыжников полегче, килограмм этак по десять, я без особых проблем разместил их в двух ячейках своего пространственного кармана. Попробовал достать – нормально так получается: мысленное усилие – и в руках оказывается булыжник. Прикинув ещё раз размеры камней, расстегнул пару верхних пуговиц на рубахе.
[Простая рубаха. Хлопок. Стоимость 0]
Заправил её в штаны и потопал в море.
– Эй, парень, камни верни! Это собственность пляжа!
– Сейчас поплаваю с ними, тогда! – отмахнулся я от НПС.
Вообще, интересно: пока вещь лежит в инвентаре, её вес не чувствуется. По крайней мере, никак не влияет на плавучесть. Однако максимум, который можно теперь поднять, снижен. А ещё “Выносливость” расходуется так, будто я эти двадцать килограмм действительно на себе тащу.
Понимая, что надолго меня не хватит, напрягся и в пять гребков отплыл подальше. Окунулся, чтобы проверить глубину, – похоже, больше трёх метров, и вынырнул, набирая полную грудь воздуха.
– Эй, ты что затеял? Стой! – назойливый НПС, похоже, понял, что с камнями я его надул. Ха-ха!
Не обращая на него внимания, я нырнул. Открыв под водой глаза, материализовал первый камень и с усилием запихнул его за ворот рубахи. Затем то же проделал со вторым. Наверное, мне хватило бы и одного, но так надёжнее.
Чёрт, а удушье-то – крайне неприятная штука! Держал воздух в лёгких до последнего – хотел добраться до дна, оставаясь в сознании. После того как оба камня уткнулись в песок, выдохнул, а затем, преодолевая страх и стремление всплыть, широко открыл рот и набрал воду в лёгкие…
Три книги
Смерть – штука небыстрая. Оказывается, умирать в этом мире так же тяжело, как в нашем. Я, правда, в нашем не пробовал, но, думаю, ощущения такие же.
Наверное, для моего эксперимента лучше подошло бы какое-нибудь высокое здание. Когда-то читал, что смерть при падении с высоты самая лёгкая. Однако это, во-первых, ненадёжно, а во-вторых, в деревне, где я появился, высоких зданий и не было. Разве что причальная мачта дирижаблей для этого дела сгодилась бы. М-да…
“Получено достижение "Водяной", – порадовал меня интерфейс. – Ваш первый опыт общения с водной стихией был неудачным. Вы утонули. Выносливость +1”.
“Получено умение: "Подводное плавание" – 4. Скорость передвижения под водой увеличена на 4%. Время задержки дыхания увеличено на 4%”.
Пока я умирал, перед глазами светилась полоска жизненных сил. К сожалению, мучиться пришлось до тех пор, пока этот прогресс-бар не добрался до нуля. М-да.
“Выберите место воскрешения, – предложила система. – Доступна одна локация: деревня Малые Горки. Локация выбрана автоматически. Воскрешение через 5..4..3..2..1”.
Очухался я не сразу. Почему-то я считал, что воскресну полностью здоровым, однако не тут-то было. Очнулся я, пялясь в ту же полоску жизненных сил. Не сразу понял, почему ничего, кроме этой полоски, не видно. Ага! Глаза, значит, закрыты, а сил их открыть нет. Сюда бы зелье какое… М-да.
Поскольку восстановить здоровье нечем, всё, что оставалось, – лежать и пялиться в этот проклятый прогресс-бар, прибавлявший по процентику каждую секунду-две. В итоге приходил в себя минут пять.
Проверил – смерть действительно отняла уровень:
Персонаж
Просмотрел характеристики. Я не помнил точно их стартовые значения, но вроде бы ничего не поменялось. А умение “Деревообработка” не пропало, хотя я считал, что должно быть иначе. Выходит, смерть отнимает только бонус, что дали с уровнем. У меня его не было, поэтому всё осталось при мне.
Ага, а это ведь чит: поднимаем уровень, потом, если “Удача” не сработала, умираем и возвращаемся на предыдущий, затем повторяем…
Когда соберусь прокачивать уровни, надо всерьёз задуматься о такой стратегии.
Только стоит определиться: нужно ли мне это прокачивание? Может быть, пока так с нулёвкой и походить? Всё-таки защита новичков какая-то. Понять бы, для чего она предназначена. Некоторые пункты в её описании уж очень шоколадно выглядят – требуется провести эксперимент.
Если и правда любой билет стоит не дороже десяти серебряных, то это способ недорого путешествовать. Хорошая штука!
Посмотрел на часы в интерфейсе и немного офигел: оказывается, от моей смерти до воскрешения прошло больше четырёх часов. А мне-то показалось, что один миг! Вернее, пять секунд обратного отсчёта. М-да.
Открыл глаза, взглянул в небо, а затем привстал и огляделся. Я лежал под каким-то деревом. В ногах стоял могильный камень с моим именем и двумя датами, обе сегодняшние. Семнадцатое октября 2054 года. Угу.
Всё ещё чувствуя себя дерьмово, встал и прошёлся по кладбищу. Камней здесь что-то около пары тысяч. Забор вокруг основательный, и не видно, чтобы кладбище расширяли. Возможно, когда кто-то воскресает, самый старый камень заменяется новым. Всё-таки здесь место не погребения, а воскрешения: это, вероятно, одно из немногих существенных отличий игрового мира от реального.
Доковыляв до выхода, я был остановлен НПС. “Хар, смотритель, уровень 43”, – гласила его табличка.
– Воскрес? – грубо спросил он.
– Да.
– Один серебряный – за услуги.
– Какие услуги? – возмутился я.
– Я смотритель кладбища Хар, – представился он.
– И что с того? – сощурился я.
– Традиция! – серьёзно сказал Хар.
– На хрен иди! – не менее серьёзно ответил я. – У меня нет денег!
– Каждому воскресшему система даёт десять серебряных монет. Это правило работает без каких-либо исключений. А у тебя, вижу, почти десять золотых. Одна серебряная монета моя!
– Что? Да как так-то? – закричал я в негодовании. – Арбитр!
В ответ на мой зов открылся портал, откуда вывалился всё тот же гном.
– Снова вы! – устало пробормотал он.
– Что за хрень? – наехал я на гнома. – Каждый встречный-поперечный знает, что́ у меня в инвентаре! Пункт 4.21 договора: право на личное пространство. Никто не должен знать, что́ я храню в своём пространственном кармане! Я этот пункт из юристов с боями вырвал!
– Сейчас урегулируем, – повращал гном глазами и удалился в портал.
“Получен перк "Личное пространство", – проинформировала меня система. – Приносим извинения за доставленные неудобства. Предлагаем выбрать компенсацию: 1000 очков опыта или золотая монета”.
“Опыт”, – выбрал я.
– Одна серебрушка! – напомнил о себе Хар.
– Выкуси!
Показав ему средний палец, я прочитал уведомление о снижении репутации и покинул кладбище. Настроение испортилось. Я шёл к центру города или деревни (позабыл её название) и раздумывал: можно ли, получая за смерть по десять серебряных монет, скопить миллион золотых. Это же сколько раз надо ласты склеить? Десять миллионов смертей. М-да.
Но ведь я бессмертный, то есть время не так уж и важно. А вот что будет с моей психикой, если я утону десять миллионов раз? Нет, пожалуй, этот способ не подходит. Хотя если требуется насобирать десяток золотых, то, пожалуй, бабло можно пофармить и таким способом. Хм…
Очень хотелось есть, а пить и того сильнее. Сориентировавшись, я двинул в ту же гостиницу, из которой вышел. Там на первом этаже, кажется, была таверна.
Зайдя внутрь, выяснил, что полный пансион в этом заведении стоит пять серебряных в сутки. Отдав деньги, получил ужин и узнал номер комнаты, которая откроется, когда я потяну за ручку. Ключей здесь нет – только какая-то магия. Удобно.
– Я смотрю, ты и правда умер.
Услышав знакомый голос, я обернулся.
Что-то не нравилось мне в этом Нагибаторе, но я не мог понять что. Вроде бы ничего плохого он не говорил, однако меня не отпускало чувство опасности, которое бывает, когда ты оказываешься в компании с каким-нибудь гопником.
– Ага. Не очень приятный процесс, – ответил я, – думаю, тысяча очков опыта стоит нового знания. Тем более что за первый уровень я ничего не получил: “Удача” подкачала.
– Значит, и не получишь, сколько раз ни пытайся. Бонус или его отсутствие всегда одинаков.
– Спасибо, – поблагодарил его я, – я уж думал, что при отсутствии бонуса стоит сразу умереть. А оно вот значит как.
– А монету хранителю кладбища отдал? – задал вопрос Нагибатор.
– Какое-то вымогательство! – выругался я. – Нет, я его послал!
– Зря. Если будешь воскресать здесь, имея высокий уровень, получишь проклятие. Советую вернуться, извиниться и заплатить десять монет.
– Х-гм, а если у меня нет такой суммы?
– Неписи крайне злопамятны, – задумчиво сказал Нагибатор, – сейчас он не смог наложить проклятие, потому что ты под защитой новичков. Но стоит появиться в поле его зрения позже – хана. Какой-нибудь длительный дебафф гарантирован. И это при удачном стечении обстоятельств.
– В любом случае извиняться я не пойду, – твёрдо объявил я.
– Как знаешь.
Нагибатор почему-то посмотрел на меня взглядом, в котором читалось недоброе. Казалось, будто своим поведением я ломаю некие планы, и от этого он злится.
Я задумался: не получает ли он процент от доходов с того хранителя? Всё-таки есть что-то нехорошее в этом Нагибаторе. Понять бы что. Он игрок, вернее, житель. Такой же, как и я. Информацией делится вроде полезной. Может, она и общеизвестна, но для меня, попавшего сюда с бухты-барахты, эти знания весьма ценны. Однако какие-то кошки скребут на душе. М-да.
– Ну что, посетишь наше мероприятие? – вывел он меня из раздумий.
– Мероприятие? – не понял я.
– Через полчаса вон в том зале будет лекция для новичков. Господин барон – спонсор. Я же утром рассказывал.
– Благотворительность? – переспросил я.
– Всё исключительно бесплатно и ни к чему не обязывает.
– Ну что же, если бесплатно и обязательств никаких, то почему бы не послушать?
– За сегодня всего семь новичков удалось найти, ты восьмой, – улыбнулся он мне. – Обычно лекции проводят от десяти участников, но, думаю, господин Тверк согласится и на меньший кворум. Всё равно он уже здесь.
– Господин Тверк? – опять переспросил я.
– Да. Это поверенный господина барона. Чаще всего лекции новичкам читает именно он. Иногда, когда слушателей много, бывает кто-то ещё. Вот он, кстати! – Нагибатор кивнул на невысокого бородатого человечка.
“Гном?” – задумался я, разглядывая его.
“Тверк, рекрутер, уровень 62”, – сообщила система.
Взглянув пристальнее, сообразил, что могу получить больше информации, нежели краткое описание, – для этого нужно несколько подзадержать взгляд на надписи. Таким способом узнал, что Тверк действительно гном, проживает в баронстве Малые Горки. Кроме всего прочего, он игрок. Не житель, как Нагибатор, а именно игрок.
Вероятно, этот человек работает каким-нибудь инженером, вроде того, кем недавно был я, а Игра – хобби после работы. “Счастливый!” – подумал я.
Началась движуха. Я, Нагибатор и ещё семь новоиспечённых жителей Малых Горок переместились в другой зал, выделенный специально для лекции. Обстановка была простая: несколько десятков стульев и стол с разложенными книгами. Ожидая подвоха, я внимательно, стараясь не вызывать подозрения, наблюдал за Нагибатором и Тверком, и вдруг мне очень-очень захотелось уйти: Нагибатор вернулся к двери и запер её!
Вот как чувствовал какую-то подлянку! Во что я вляпался? Чёрт! Вспомнив об арбитре, которого могу призвать в любой момент, заставил себя успокоиться и посмотреть, что будет дальше.
Пытаясь понять замысел этих ублюдков, заманивших в западню восемь доверчивых новичков, я краем уха слушал Тверка, певшего дифирамбы господину барону.
Смысл происходящего начал до меня доходить, когда было объявлено, что щедрый барон предлагает каждому бесплатно, в порядке благотворительной помощи, выбрать три-четыре книги из предложенных. Волшебное слово “халява” сломало волю собравшихся новичков, и они гурьбой двинулись к столу. Окончательно я убедился в правоте своей догадки, когда остался единственным, кто не взял книжки: я был последним, у кого ещё был нулевой уровень.
– Смелее! – подбодрил меня Тверк. – На старте рекомендую брать небоевые навыки. Они позволят начать зарабатывать раньше.
Продолжая обдумывать всё услышанное, я обошёл стол, разглядывая названия. Что же, раз так, то будем извлекать пользу.
Взял в руки “Торговлю”, “Лёгкое стрелковое оружие” и “Рукопашный бой”. “Скрытности” и “Воровства”, увы, не было. Вспомнив, что можно выбрать четыре книги, добавил “Ловушки”. Со стопкой в руках повернулся к Тверку.
– И что мне с ними делать?
– Использовать!
– Бесплатно? – переспросил я.
– Я же сказал, да! – подтвердил гном.
Голос его был ровный, но во взгляде проскальзывало нетерпение.
– Ну хорошо, раз бесплатно, то попробую, – пожал я плечами.
Книги по одной исчезли, одарив меня навыками.
“Получено умение: "Торговля" – 7, – сообщила система. – Налог со всех сделок снижен на 2%”.
“Получено умение: "Лёгкое стрелковое оружие" – 2. Урон, наносимый луками и арбалетами, увеличен на 2%. Меткость повышена на 2%”.
“Получено умение: "Рукопашный бой" – 5. Урон, наносимый атаками без оружия, увеличен на 5%. Скорость атак повышена на 5%”.
“Получено умение: "Ловушки" – 6. Урон, наносимый ловушками, которые вы создаёте, увеличен на 6%”.
– Что-то не так? – спросил я у недобро глядящего на меня Тверка.
– Ты их изучил? – прищурившись спросил он.
– Да! – честно ответил я. – Получил четыре навыка. Спасибо!
И с невинным выражением лица уселся на стул, оглядывая семерых несчастных. Надписи над ними гласили о третьем или четвёртом уровне. Похоже, ради этого всё и затевалось!
Я ожидал, что сейчас на меня наедут или, на худой конец, выгонят, но Тверк удивил. Подскочив к столу, он оглядел книги, выхватил “Деревообработку” и сунул мне.
– Вот эту изучи! – рявкнул он.
– “Умение "Деревообработка" улучшено на 4. Получено 100 единиц опыта”, – прочитал я вслух. – У меня уже была “Деревообработка”, – улыбнулся я. – Если барону не жалко, я бы взял “Лёгкую броню”. Её у меня нет.
– Не жалко, – подумав, пробормотал Тверк.
Я протянул руку и снова зачитал лог:
– “Получено умение: "Лёгкая броня" – 5. Вы можете носить лёгкие доспехи. Базовый урон уменьшен на 5 единиц. Получено 1000 единиц опыта”.
– Стоп! – закричал он, когда я потянулся к томику “Простые механизмы”.
– Но такого у меня тоже нет! – пожал я плечами и активировал изучение. – “Получено умение: "Простые механизмы" – 4. Из подручных средств вы можете собрать то или иное устройство. Получено 1000 единиц опыта”, – зачитал я.
– Ты! Ты! Ты! – хватая ртом воздух, запричитал Тверк.
– Что-то не так? – спросил я.
– В подвал! Всех! – вдруг закричал гном.
Силища! Какая же она у него нечеловеческая! Нагибатор отнюдь не выглядел настолько сильным, насколько был. Одним движением он буквально сгрёб в охапку меня и ещё троих посетителей этой богадельни и потащил в сторону, противоположную входу.
Все закричали, засопротивлялись. Кто-то бросился к двери и принялся барабанить, горланя что-то вроде “Помогите!”. Увы, что-либо противопоставить игроку десятого уровня не смог никто. Пяти минут не прошло, как мы оказались заперты в тесном помещении. Воздух здесь был спёртым, пахло потом и немножко гарью.
– Что ты натворил? – спросил меня Том, житель третьего уровня.
– Н-не знаю! – ответил я. – Просто прочитал книжки, как и все. Он же разрешил. Сказал: “Бесплатно!”
Вдруг с грохотом распахнулась дверь и в неё влетело гориллоподобное нечто, лишь издали напоминающее человека. “Эйнштейн, игрок, уровень 45”, – гласила его табличка. Я сощурился и понял: орк. А ещё обратил внимание, что все здешние игроки принадлежат одному и тому же альянсу – “Небесные стражи”.
– Попались, уроды! – закричало чудо, зовущее себя Эйнштейном. – Только что вы потратили по три-четыре тысячи золотых из средств барона! Халявы не будет, деньги придётся вернуть!
– Н-но он говорил, что всё бесплатно! – послышался чей-то робкий голос.
– Кто это вякнул? – закричал горилла.
– В-вот пусть этот ваш Тверк и платит!
Выявив говорившего, урод схватил его за волосы и с размаха припечатал к стене.
– Самый умный? – зашипел он. – Ты, сука, использовал книгу из личной библиотеки барона! Теперь, пока не погасишь долг, не смей разевать варежку!
Посмотрев на всё это, я, сильно надеясь, что моё действие поможет не только мне, но и остальным, поднял руку и возопил: “Арбитра! Призываю арбитра!”
Знакомый по предыдущим встречам Георг не заставил себя долго ждать и тут же появился из телепорта.
– В чём дело? – спросил он, с интересом оглядываясь вокруг.
– Эти люди посягают на наши права! – выдохнул я. – Они ограничили нашу свободу передвижения!
Сразу же как чёрт из табакерки возник Тверк и стал вещать о честном взятии игроков в плен, о выкупе и ещё о чём-то.
– Высший арбитраж постановляет, – заключил гном, – ограничение свободы жителя Алекса выполнено неправомочно. Рекомендуется немедленно его освободить. В противном случае будут применены санкции Системы. По остальным у меня претензий нет: обычная игровая ситуация. Всё!
Гном исчез в портале, и на несколько секунд воцарилась тишина.
Что произошло дальше – не знаю. Ко мне подскочил Нагибатор, достал меч и одним движением срубил голову, отправив на кладбище.
Жесть, какая же это жесть! Полоска жизненных сил обнулилась, но произошло это не мгновенно. Секунд пять или десять я испытывал то, что даже описывать тошно.
Что могу сказать? Эта смерть была ещё более неприятной, нежели предыдущая.
Дерьмо!
Гетто
Очнувшись, я не сразу понял, что всё кончилось. Шок от случившегося был настолько велик, что мысли в голове проявились не сразу.
Картинка смазывалась, мерцала. Окончательно сознание вернулось ко мне, когда я вдруг сообразил, что муть перед глазами – это облака, плывущие по небу!
Глянув на полосу жизненных сил, показывающую 100%, я встрепенулся. Ребята! Нужно попытаться их спасти!
Рванул с места, но сразу попал в цепкие лапы хранителя кладбища.
– Одна серебряная монета! – писклявым голосом завопил он.
– По пятницам не подаю! – отпихнул его я.
Пошатываясь, перешёл на бег и уже через минуту снова оказался в таверне. Закричав: “Стража! Помогите! Здесь людей убивают!”, я принялся тарабанить в закрытую дверь того зала, где только что проходила “лекция” в помощь новичкам.
Вокруг засуетились. Кто-то из НПС откликнулся, кто-то вторил мне, призывая стражу. Но увы, представителей правопорядка я не дождался.
Дверь открылась, и в проёме появился Нагибатор. Его ник почему-то светился красным. Мне вдруг стало трудно, нет, невозможно дышать. Повернуться тоже не получалось. Скосив глаза вниз, увидел меч, вонзившийся в мою грудь, и… быстро уменьшающуюся полоску жизненных сил.
“Получено умение: "Сопротивление урону" – 3. Болевые ощущения снижены на 3%, – сообщила система. – Получено достижение "На острие". Смерть трижды за одни сутки нашла вас. Удача +1. Вы умерли”.
Этот мир выглядит ещё более мерзким, нежели тот, из которого я прибыл. Дерьмо! Получается, переселенцы сюда никак не защищены от произвола со стороны игроков и местных властей предержащих.
Глядя в небо, я задумался над этим. В буклетах, которые удалось прочитать, говорилось, что любой может создать такие правила игры, какие ему нравятся. Возможно, существуют локации, в которых отношение к простым гражданам лучше?
А если я захочу, например, создать свою локацию, что для этого нужно?
Ресурсы Системы не бесплатны: энергетический коллапс никуда не делся. Существование каждого кусочка виртуального мира оплачивается игроками, присутствующими в нём. Только одно непонятно: на чём стоит эта экономика? Допустим, заработал я сто виртуальных золотых, оплатил ими вычислительные ресурсы. Но ведь энергия к серверам подаётся из внешнего мира. Что-то не сходится!
Ещё я читал, что в этом мире уже больше пяти миллиардов игроков. Почему же я ни разу не натыкался на сообщения о бесчинствах, творимых в отношении переселенцев? Блин. Это прям какое-то гетто, ну или ад, для попавших сюда. Неужели игроки все как один такие мудаки?
Впрочем, помню, один политик, боровшийся против всего этого безобразия, всё-таки был. Правда, казалось, что он несёт какую-то чушь. Как же его звали? Чёрт! В голове сохранилась только пара цитат, и всё. Жаль, жаль, очень жаль, что в своё время я не относился к этой информации серьёзно.
“Очередной сумасшедший, левый, да ещё и насильник. Вон до скольких баб домогался. Брешут? Все сразу? Дыма без огня не бывает!” – какое-то такое мнение было общепринятым.
Саймонс? Кажется, его фамилия была Саймонс. М-да.
И курс золота садистский! Все мои накопления в реальной жизни сконвертировались в десять монет. Даже чуть меньше. Получается, от продажи моей квартиры поступит всего сотня или, максимум, две. А в какую сумму пересчитается миллион монет? Триллионы? Хрень!
Вероятно, это всё из разряда “несбыточное”.
И что будут делать эти твари, когда переселят сюда большинство? В этом мире они не просто элита – боги. Но зачем им это? Какой профит приносит?
И что будет там, снаружи? К гадалке не ходи, а этот золотой миллиард продолжит грызню друг с другом. Может быть, я вовремя оттуда слинял? Вернее, не я, а меня – неважно. Вот уж воистину, если вы не занимаетесь политикой, то политика занимается вами. Кто это сказал? Опять не помню. Дерьмо!
В очередной раз собравшись с силами, я встал и огляделся. Всё то же кладбище, всё тот же день. Глянул на часы. От смерти до первого воскрешения прошло несколько часов. Каждое последующее занимало меньше времени. Какая здесь логика – непонятно, ну да и не будем её искать. Что-то устал я, морально выдохся.
Увидев хранителя, заговорил с ним сам.
– Слушай, Хар, а в чём смысл?
– Не понял, – вскинулся он.
– Вот ты сидишь здесь и клянчишь с каждого по серебрушке. В чём смысл? На что ты эти деньги расходуешь?
Лицо Хара перекосило, он вдруг стал таким злым, каким не был, даже когда я его посылал. Казалось, сейчас он убьёт меня прямо здесь, не отходя от места воскрешения. Отогнав мысли, что воскресать буду на этом же кладбище, я быстрым шагом ломанулся к выходу.
“Репутация в Малых Горках понижена на 50. Статус: неприязнь. Стоимость товаров увеличена вдвое”.
“Репутация в Малых Горках повышена на 50. Защита новичков. Статус: неприязнь”.
Два уведомления практически одновременно появились перед глазами, а затем в углу поля зрения замигал значок, очень похожий на иконку входящих сообщений в земных мессенджерах. Кто-то мне что-то написал, но, увы, прочитать не вышло.
“Необходим апгрейд аккаунта до статуса "Игрок"”, – сообщила система.
– Хрень! – выругался я, присаживаясь на лавочку около кладбищенской стены.
Было очевидно, что понижение репутации и это сообщение как-то связаны, но как – оставалось только гадать.
Порывшись в интерфейсах, разыскал меню управления учётной записью. Оказалось, сменить статус на “Игрок” можно сравнительно недорого, а главное – никакая абонентская плата не потребуется. Хотя “недорого” – понятие относительное. Моё выходное трёхмесячное пособие пересчиталось в сумму меньшую, чем десять золотых, а аккаунт стоил пятнадцать.
Вчитываясь в описание типов аккаунтов, я всё больше зверел. Это какой-то извращённый способ издевательства. Переселенец в этот мир, попавший сюда не совсем по своей воле, например так, как я, получал аккаунт, запрещавший ему прокачиваться выше двадцатого уровня! При этом многие умения тоже имели предел роста.
Думаю, если бы я упёрся в лимиты, то с моим контрактом можно было бы призвать арбитра и поспорить: всё-таки перк “Дотошный” не содержит упоминаний каких-либо ограничений. Но кажется, статус “Игрок” мне стоит приобрести в любом случае.
Интересно, после апгрейда остальные перестанут воспринимать меня как смертника? Эх, знать бы заранее о видах аккаунтов – может быть, сторговал бы себе “Игрока”, ещё когда все эти пункты договора обсуждали? Ненавижу этот мир!
Провёл ревизию своих ресурсов. Действительно, за три смерти Система поощрила меня тридцатью серебряными монетами. Пять монет я потратил на гостиницу, ещё одну разменял на медь и мороженое. В общем, осталось добыть пять с половиной золотых. Пятьдесят пять смертей, в переводе на местные цены. Конечно, это не десять миллионов, но и те, что уже произошли, были серьёзным испытанием.
Умерев в первый раз, я получил умение, улучшающее подводное плавание. А если, например, я устрою себе самосожжение, то дадут ли какой-либо резист к огню? А если ещё разок утоплюсь, то, может, приплывёт что-нибудь новое из полезного? Вероятно, не с первого раза. М-да.
Самым привлекательным в статусе “Игрок” было то, что интерфейс позволит заполучить полноценный доступ в интернет. Может, и Ленке смогу написать?..
Ленка – моя жена. То есть уже нет. Мы разошлись. Прожили вместе больше пятнадцати лет, и вот…
Может быть, и хорошо, что она не знает, где я.
Разошлись мы мирно, и даже поддерживали какие-то отношения: в чём-то я ей помогал, что-то мог попросить. Самое поганое, что эта грёбаная ипотека и была причиной нашего разрыва. В наше время иметь жильё в собственности – роскошь, которую могут позволить себе немногие. Помимо прочего, это условие, дающее право завести ребёнка. А ещё реализация такого права возможна только до наступления критического возраста.
В общем, банально мы не успели. Я не успел. Конечно же, это моя вина. Понимая, что действия потеряли смысл, я по инерции продолжал тянуть эту лямку. Бессмыслица. Ленка права, это бессмыслица, ведь будет квартира или её не будет – уже не важно: возрастное ограничение не позволит иметь детей. И что в итоге? Мы разругались, всё развалилось: семья, будущее. Теперь даже сама жизнь.
Дерьмо!
А сейчас мне почему-то очень хочется услышать её голос или просто узнать, что у неё всё в порядке. Эх…
Ладно, эти мысли пока лучше отбросить! Итак, моя первая цель – пятнадцать золотых монет. Крайне желательно достичь её максимально быстро.
И пришедшее непонятно от кого сообщение тоже стоит прочитать. Хотя там, скорее всего, какие-нибудь угрозы от людей барона…
Шопинг
Аккуратно обойдя свою гостиницу, чтобы постараться избежать встреч с неприятной компанией благотворителей, я двинулся на рынок.
Жалко, очень жалко тех, кто попался в лапы этих сволочей, но, увы, я ничем не могу им помочь. Решил, что пока ситуация не изменится, не буду заводить никакие знакомства. Ни с кем. Если несчастье происходит с тем, кого ты не знаешь, – это неприятно, но переносимо. Да, это эгоистичный план, но лучше уж так. М-да.
После того как обошёл гостиницу, я впервые внимательно осмотрелся вокруг.
Деревня Малые Горки представляла собой две большие улицы, пересекавшиеся под прямым углом. Злополучная гостиница с таверной стояла практически на главном перекрёстке. Напротив, через дорогу, располагалась башня, к которой причаливали дирижабли.
Большинство построек были из дерева. По крайней мере, снаружи выглядело именно так: массивные брёвна аккуратно уложены одно на другое. Этакая Сибирь конца девятнадцатого века.
Аутентичность несколько портило полное тождество зданий. Уверен, если обойти пару соседних домов с рулеткой, то их размеры совпадут с точностью до сантиметра. Всё-таки без компьютера в планировании этого населённого пункта не обошлось.
Одна улица шла к морю, другая – параллельно побережью. Рыночная площадь была видна отовсюду. К ней вела дорога, по которой я ходил на пляж. Стоя на перекрёстке, я вгляделся в даль. Дорога. Получается, эта деревня образовалась у дороги, идущей вдоль моря. Суммарно, думаю, около полусотни домов.
Кладбище располагалось неподалёку от пляжа, что удобно для человека, решившего топиться на регулярной основе. Правда, камни, как выяснилось, являются собственностью пляжа. Возможно, кто-нибудь до сих пор ожидает меня, чтобы выставить за них счёт. Ну да чёрт с ним, будем решать проблемы по мере их поступления.
Шагая к рынку, я не обращал внимания на окружающую обстановку: таверну я обошёл, а остальное мне было до фени. Прикидывая способы заработка заветных пяти монет, не заметил, как оказался в тупике. Тупиком это можно было назвать в том смысле, что я не мог дальше идти, поскольку дорогу мне преграждал какой-то человек, а обойти его я не мог из-за того, что справа и слева от меня стояли ещё двое. Поняв, что это не просто прохожие, я поднял глаза и увидел знакомое лицо.
– Привет, Тверк! – добродушно проговорил я. – Проконсультируй меня, пожалуйста!
– Проконсультировать? – Его глаза вылезли из орбит от неожиданности.
– Ну да, вы же новичкам помогаете. Объясни, почему ник Нагибатора теперь светится красным? И почему он меня убил?
Хамить гопоте сложно даже тогда, когда знаешь, что ты бессмертный. По-хорошему нужно было взять себя в руки и вообще с ними не говорить, но прилив адреналина не оставил мне никаких шансов на иные модели поведения. Увы, я был в состоянии загнанной в угол крысы: или затравленно пищать, или кусаться.
– Знаешь, сколько стоит одна книга, которую ты прочитал? – проигнорировал Тверк мой вопрос.
– Вот иду на рынок прицениться. Кстати, я очень благодарен вашему барону за оказанную помощь! Вы молодцы! Делаете такое важное и большое дело! – затараторил я. – Может быть, когда-нибудь разбогатею и тоже совершенно бескорыстно кому-нибудь помогу!
– Тысяча золотых – мирные навыки, две – боевые. Ты должен барону девять тысяч! – зарычал он.
– Нет, – стараясь дышать медленнее, возразил я. Воздуха не хватало, сердце билось с такой скоростью, будто я только что пробежал стометровку. – Я дважды переспросил: “Бесплатно?”, ты сказал: “Да”. Если считаешь, что я не прав, то можем позвать арбитра. – Я сделал паузу, вдохнул и продолжил играть дурачка: – И всё-таки объясни: почему Нагибатор меня убил?
У Тверка, похоже, тоже были проблемы с дыханием, правда по другой причине. Я, вероятно, сломал какой-то шаблон, и он не мог этого принять. Пока я говорил, он периодически открывал рот, явно собираясь что-то сказать, но всякий раз останавливался.
– Девять тысяч, – повторил он.
– Передай твой барон мой пламенный привет! – ответил я почти цитатой из старого фильма, краем глаза глядя на приближающуюся стражу. Затем истошно закричал: – Помогите! Грабят!
Патруль среагировал и подскочил к нам, однако Тверк сделал странный жест, почему-то указав пальцем на свой живот, и стражники сразу потеряли к нам интерес, двинувшись дальше. Ситуация была безвыходная, и я собрался уже призвать арбитра, однако не успел.
– Сто золотых в день! – рявкнул Тверк. – Запомни, от сегодняшнего дня и до заключения договора каждый день просрочки будет стоить сто золотых!
Посчитав свою миссию выполненной, они потеряли ко мне интерес и направились куда-то влево, а я растерянно остался стоять посреди улицы.
М-да. И что мы имеем? Защита новичков – хороший барьер для этих тварей. Они уверены, что позже я буду заключать какой-то договор. Вероятно, обяжут за что-нибудь платить. Как бы не до конца жизни, то есть вечно. И что делать? Чем дальше, тем сильнее склоняюсь к выводу, что повышать уровень мне нельзя. Ка-те-го-рически!
Прокачка? Да ну её на хрен, спокойная жизнь дороже! Я ведь даже не знаю, что мне с той прокачки. Какие-то бонусы, что дадут (или не дадут) с ростом уровней? Можно было бы всем этим заморачиваться, если бы это была игра, но ведь это жизнь!
Как же повезло, прямо фантастически повезло с этим перком “Дотошный”! С моими восемью тысячами нераспределённого опыта я сейчас был бы на пятом уровне, и что бы мне это дало? Без защиты новичков снова стал бы нулёвкой: эти твари, несомненно, слили бы меня. Дерьмо!
Дойдя до рынка, я всё ещё пытался унять бьющееся сердце, а потому первое время просто бесцельно бродил по рядам, озираясь по сторонам.
Отчасти местная торговля напоминала земную. Вернее, на земле такого уже очень давно нет. Подобные вещи я видел только в кино: столы прямо на улице, на них разложены тряпки, утварь, продукты. В наше время супермаркеты, крупные торговые центры и онлайн-торговля отодвинули весь этот антураж в прошлое. Здесь же – Средневековье, поэтому всё логично.
Первой точкой, заинтересовавшей меня, была лавка одежды. Я повсюду ходил босиком и в целом не испытывал физического дискомфорта: острых камней не было, климат очень тёплый. Однако психологически я чувствовал себя… э… по-дурацки, особенно в помещениях.
С моим образом жизни (три смерти за неполные сутки) обзаводиться обувью имело смысл только в одном случае: если она будет сопровождать меня и в посмертии. В лавке я выяснил, что комплект, выданный мне при рождении – рубаха, штаны и трусы, – можно сменить на другой, в котором будет больше предметов.
Конечно же, перед покупкой я задал множество вопросов. Торговец заверил, что после смерти новый комплект, выданный на замену базового, обязательно восстановится вместе со мной. Ещё я узнал, что если вдруг, например, сниму рубаху и потеряю её либо выброшу, то она вернётся ко мне даже раньше, чем я умру: достаточно уснуть и проснуться. А если порву её на тряпки, то получить новую смогу, только побывав на том свете. Такие дела.
В общем, начал присматривать для себя комплект, включающий обувь.
Покупать одежду не просто, а очень просто! Всё-таки это виртуальный мир, поэтому ничего примерять не требуется, достаточно просто выбрать. Размер точно подойдёт любому покупателю. Магия!
Указав на костюм, напоминающий армейскую форму образца начала века (комплект включал берцы, к сожалению без носков, штаны, трусы, майку и куртку с капюшоном), я поинтересовался ценой.
– Пять серебряных монет, – ответил торговец, – но для вас – десять!
– Это почему вдруг? – вскинулся я.
– Вы чем-то досадили господину барону, и ваше имя находится в чёрном списке. Удивляюсь, как вас вообще в деревню пустили, – пожал плечами тот.
Не став спорить, достал десять серебрушек и, не особо стесняясь окружающих, переоблачился. Помимо удобных берцев на очень мягкой подошве (бесшумному и скрытному перемещению мешать не должна), комплект порадовал десятком карманов на штанах и куртке. Пока не знаю, что я буду в эти карманы складывать, но пригодятся. При плохой погоде одёжка должна становиться водонепроницаемой.
Ещё раз облизнувшись на аналогичный комплект, имеющий пусть невысокие, но характеристики брони, я двинулся дальше. Увы, цены кусались: штаны, поглощающие две единицы урона, стоили двадцать пять золотых. Полугодовая зарплата в моём мире! Не разгонишься.
Да, после оплаты покупки получил уведомление:
“Навык "Торговля" улучшен на 1”.
Миновав открытые ряды, состоявшие из простых столов с товарами, я добрался до следующего сектора с магазинчиками и вошёл в оружейный. Он, правда, был не только оружейный: увидел здесь и броню, и оружие, и… книги. А ещё здесь был своеобразный тир с несколькими площадками. Вероятно, оружие можно испытать, что называется, не отходя от кассы.
Общаясь со мной, торговец кривился, будто от боли. То, что я в каком-то чёрном списке, действовало на него угнетающе. Однако ответы на свои вопросы я получил.
Узнал, что книги на диверсионную тематику самые дорогие. Артефакт, открывающий умение “Скрытность”, стоил пять тысяч золотых (для меня – десять). “Взрывотехника” была дешевле – три тысячи (для меня – шесть).
Поинтересовался я лёгким стрелковым оружием. Луки мне были безразличны, а на арбалеты я глазел почти целый час. Ассортимент был обширнейший!
– Скажите, уважаемый, – попытался сформулировать свой вопрос я, – а если я перемещусь в другой мир, например технологический, смогу ли взять с собой арбалет?
– Конечно, – ответил торговец. – Вот наоборот – вряд ли, поскольку почти всё тамошнее оружие в нашем мире работать не будет.
– А бывают такие арбалеты, чтобы к ним не нужно было покупать болты?
– Самозарядные? Конечно, вот на этом стеллаже только такие.
– А как это работает? – спросил я и пригляделся к характеристикам.
“Арбалет "Демоническое пламя", – сообщила система. – Базовый урон 200 единиц. Шанс критического урона 40%. Дополнительный урон огнём 40 единиц. Шанс поджечь цель 20%. Самозарядный. Время перезарядки 10 секунд. Стоимость 200 000 золотых монет”.
– Как и любой другой, – пожал плечами торговец.
– А можно попробовать? – Я указал на закуток в углу: – Вон те мишени ведь для того и предназначены? Это же тир?
Задавая вопрос, я ещё не представлял, как поступлю дальше. Смутный план действий только-только начал вызревать. Первоначально я собирался направить этот “ствол” на самого торговца, но то, что совершил после, было чистой воды экспромтом.
– Выстрел – пять серебряных монет плюс стоимость болта. Для тебя – вдвое больше.
– Для самозарядных стоимость болта – ноль? – уточнил я.
– Именно так, – скривился он.
– Я бы попробовал выстрелить из этих: “Демоническое пламя”, “Арктический лёд” и “Радость гнома”. Можно?
– Тридцать монет, сейчас поставлю барьер.
– Барьер? – переспросил я удивлённо.
– Конечно, – ухмыльнулся он, разгадав мой замысел. – В тире можно стрелять только в мишень. Если ты собрался меня ограбить, то я тебя огорчу: многие пытались, но тех, у кого вышло, не было.
– Барьер – это мудро. Барьер – это правильно! – похвалил я.
– Настолько мудро, что ты, похоже, передумал стрелять? – торговец уставился на меня с презрением.
– У вас обо мне какое-то очень плохое мнение, – возразил я, доставая монеты.
– Жди здесь! – рявкнул он и открыл витрину.
Только сейчас я увидел, что всё оружие, по крайней мере дорогое, прикрыто прозрачной нематериальной плёнкой. Этакое защитное поле. Видимым оно стало только тогда, когда торговец протянул руку, чтобы взять интересующие меня вещи. Получается, если бы я попробовал схватить с полки какую-нибудь убервафлю и начать активно её применять, то всё кончилось бы, не начавшись. А ведь такой план в моём списке значился не на самом последнем месте. М-да.
Пока размышлял о превратностях судьбы, торговец приготовил для меня полигон. Он вошёл в закуток с тиром, положил все три машинки на стол, а затем вышел. Я не увидел, что он сделал, но проём между помещением тира и торговым залом засветился голубым. Не знаю, может быть, он специально заставил его светиться, чтобы отбить у меня все недобрые намерения, а возможно, так задумано изначально.
Дождавшись, когда торговец выйдет, я прошёл сквозь пелену… м-м… силового поля, обернулся и потрогал его.
– Интересная штука, – заявил я.
– Остановит не только болт, но и любую магию! – заверил меня торговец.
Отвернувшись, я взял “Демоническое пламя” и посмотрел на мишень. На дистанции метров двадцать в качестве целей были установлены небольшие, высотой сантиметров по тридцать, бочонки.
– Прицел неудобный, – пожаловался я, наводя арбалет и нажимая на спуск.
Щёлк! Болт попал точно в цель, и я впервые увидел, как в этом мире работает боевая магия. Бочонок взорвался. Было понятно, что именно болт является источником разрушения. Соприкоснувшись с целью, он превратился в кумулятивный снаряд, и струя пламени прожгла бочонок, разорвав его на части.
Громко. Это было очень громко! Ожидая прекращения звона в ушах, я сделал вывод, что это оружие не подходит на роль диверсионного.
Дождавшись материализации нового болта, я осторожно положил машинку на стол и пригляделся к двум другим.
“Арбалет "Радость гнома", – сообщила система. – Базовый урон 140 единиц. Шанс критического урона 50%. Бесшумный. Удвоенный урон при внезапной атаке. Игнорирует 20% брони. Улучшенный прицел. Самозарядный. Время перезарядки 10 секунд. Стоимость 220 000 золотых монет.
Подержав его в руках, я понял: этот арбалет буквально создан для меня. И цена мне тоже подходит: столь дорогая вещь – неплохая замена тем никчемным книжкам, что эти твари мне выдали. Надули на тысячу? Я заберу у вас четыреста!
Наведя прицел на бочонок, я понял, что вижу на нём даже мелкие трещинки, будто зрение моё резко обострилось. Вот, значит, как работает “улучшенный прицел”.
Потянул за спуск. Вжик! Действительно бесшумно! От удара болта бочонок развалился на части. Выпущенный снаряд, как и в предыдущем испытании, исчез сразу после (или в процессе) применения. Бочонок, оказывается, был заполнен песком. Горка песка и кучка щепок – вот что от него осталось.
Не выпуская “Радость гнома” из рук, взял третий арбалет и взвесил. Гномья поделка, как и ожидалось, была самой лёгкой.
“Арбалет "Арктический лёд", – сообщила система. – Базовый урон 220 единиц. Шанс критического урона 30%. Дополнительный урон холодом 50 единиц. Шанс заморозить цель 10%. Самозарядный. Время перезарядки 10 секунд. Стоимость 250 000 золотых монет”.
Покачав пару арбалетов в руках, будто сравнивая, тут же отправил их в пространственный карман. Быстро схватил “Адское пламя”, прижал к своему подбородку и выстрелил.
“Получено достижение "Маньяк-камикадзе", – сообщила система. – Вы дважды за одни сутки лишили себя жизни. Сила +1”.
“Получено умение: "Сопротивление огню" – 2”.
“"Сопротивление урону" улучшено на 1”.
“Получено достижение "Коварство". Вводить врагов в заблуждение становится проще”.
“Получено 1000 единиц опыта”.
“Ваша репутация в Малых Горках понижена на 10 000. Статус: ненависть. Стоимость товаров увеличена вдвое”.
“Ваша репутация в Малых Горках повышена на 10 000. Защита новичков. Статус: неприязнь”.
Воскреснув, я лежал, глядя на восстанавливающуюся полоску жизненных сил, а позже, когда глаза смогли открыться, – в сумеречное небо, и размышлял, что же теперь будет.
Персонаж
Характеристики
Очков для распределения – 0
Перки
Умения
Особенности
Достижения